1646
0
Терентьева Анна

Двуликий январь

Январь на загородном рынке прошел под девизом «Прорыв!»: формально количество сделок, а особенно выручка, были просто фантастическими. Однако говорить о начавшемся подъеме не стоит: месяц был с секретом.

Согласно статистике информационного обмена, который ведет Бюро аналитики по рынку недвижимости, в первый месяц 2014 года было подписано 108 договоров: 74 участка, четыре коттеджа, 30 секций. (Напомним, что под участками понимаются лишь наделы без обязательного подряда, под коттеджами – все дома и/или участки с обязательным подрядом, под секциями – все типы сблокированного жилья.)

Впервые за пять лет существования информобмена январь оказался более урожайным на сделки, чем декабрь: в последний месяц 2013-го было оформлено всего 87 сделок. Стоит оговориться, что этот декабрь оказался самым провальным по сделкам за последние три года, а показатели января - всего лишь чуть выше обычных. Но заявлять о начавшемся росте пока преждевременно.

Финансовые показатели января просто зашкаливают: за этот месяц девелоперы заработали примерно 570 млн рублей. Это самый высокий показатель за последние 12 месяцев.

Однако в этом месяце прошли несколько весьма нерядовых сделок. Компания «ПулЭкспресс» сообщила, что в проекте «Охтинский парк» было реализовано пять крупных участков; по оценкам экспертов, выручка от продажи составляет 260-290 млн рублей (см. материал в разделе «Новости поселков»). Если не принимать во внимание эти уникальные сделки, январские показатели по выручке окажутся весьма спокойными.

Изменений в предпочтениях покупателей пока не заметно: структура сделок, а также средние цены объектов примерно те же. К примеру, средняя цена купленной сотки (без учета описанных выше экстраординарных договоров) – 134 000 рублей. Эта цифра практически не меняется с 2012 года.

«Сегодня больше всего сделок на рынке совершается с участками стоимостью до 100 000 рублей за сотку. Как правило, в эти суммы коммуникации не включены (их цена может составлять от 50 до 150% от стоимости недорогой земли). В таких поселках подведение коммуникаций обычно не единовременное: пока со всех покупателей соберут необходимую сумму, пройдет немало времени. Соответственно, вкладывая деньги в такой «полуфабрикат», клиенты должны быть готовы к тому, что средства успеют обесцениться, прежде чем они смогут хотя бы начать строить на этой земле», - считает Елена Машедо, генеральный директор компании «ПетроЗемПроект».

Средняя стоимость секций – 2,93 млн. Заметим, что в январе на удивление хорошо продавались таун-хаузы в «Янино» и в «Изумrood» (в этом проекте ввели новое весьма бюджетное предложение по сблокированному жилью).

В сегменте коттеджей три сделки были подписаны по довольно дорогим объектам (один договор на 15 млн в «Балтийской ривьере», два по 19 млн – в «Особом статусе»), цена еще одного контракта – меньше 5 млн рублей.

Многие застройщики с начала 2014 года заметили серьезную активизацию покупателей: стало больше звонков и просмотров. В связи с этим настроение у девелоперов самое радужное. Насколько всплеск активности связан с нестабильностью российской валюты, вопрос дискуссионный. Но не исключено, что это обстоятельство также сказалось на желании покупателей быстрее оформить договор. И в этом случае мы увидим небольшой «отскок» по числу сделок в последующие месяцы, который, впрочем, может быть скрыт за общим сезонным повышением активности.

Общая тенденция: девелоперы все туже завязывают пояса. Выручка от сделок растет гораздо медленнее, чем инфляция, а выставки и рекламные услуги дорожают куда быстрее. Из-за этого многие, даже крупные, компании отказываются от привычных средств продвижения. «Мы уже отказались от участия в “Жилпроекте”, с большой долей вероятности откажемся и от участия в “Ярмарке”. И мы не одни такие – на всех последних выставках число загородных девелоперов снижается, а места, которые занимают даже известные компании, совсем скромные. На рынке большинство сделок идет в рассрочку, а за все услуги продвижения девелоперы должны платить вперед и всю сумму сразу», - рассказал в частной беседе представитель крупной девелоперской компании.

«Сокращение трат на продвижение, с одной стороны, обоснованно, с другой – это верная гибель для проекта. Сегодня в активных продажах участвует примерно 15% поселков. Это значит, что там наиболее адекватное предложение, профессиональные сотрудники отдела продаж, все в порядке с документами и ведется активная стройка. Но этого недостаточно, если про поселок никто не знает. И именно эти проекты активно рекламируются, их в первую очередь видит покупатель.  Следовательно, именно они имеют большие шансы быть вовремя построенными и заселенными. У остальных – перспективы весьма туманные», - уверен Дмитрий Майоров, генеральный директор «Русь: Новые Территории».

 

Динамика цен на землю ( тыс. руб. за сотку)

Период

Цена

январь 2013

128

февраль

188

март

172

апрель

185

май

157

июнь

181

июль

223

август

182

сентябрь

184

октябрь

172

ноябрь

174

декабрь

192

январь 2014

174

Данные БАРН

 

Динамика цен на домовладения (млн руб)

 

Период

коттеджи

таун-хаузы

январь 2013

6,74

2,73

февраль

7,19

2,24

март

10,04

2,84

апрель

5,99

2,80

май

9,54

2,89

июнь

3,98

1,97

июль

8,03

2,32

август

9,59

1,98

сентябрь

6,50

2,94

октябрь

11,25

2,99

ноябрь

11,01

3,20

декабрь

17,07

3,52

январь 2014

14,31

2,93

Данные БАРН

 

если понравилась статья - поделитесь:

март 2014