1468
0
Дмитрий Синочкин

Пригород на колесах

Когда мы только начинали проект «Пригород», мысль о том, что наше издание надо непременно распространять где-нибудь рядом с местом продаж внедорожников, была одной из первых.

Взаимозависимость между рынком автомобилей и сферой купли-продажи загородных домов интуитивно ощущают все. (Хотя бы на уровне неотменяемой позднесоветской триады «квартира — дача — машина».) Но корректно формализовать ее пока ни у кого не получалось. По крайней мере, нам такие исследования неизвестны. Попробуем хотя бы поставить наиболее важные вопросы.
Для начала: автомобиль и загородный дом — товары, дополняющие друг друга или замещающие? Вроде бы ответ на поверхности: покупателей коттеджей без авто не бывает. Скорее, можно рассуждать о том, два или три автомобиля на семью более характерны. Хотя есть садоводы, которые перемещаются на электричках, но они, как правило, в поле зрения продавцов домовладений в коттеджных поселках и не попадают.

С другой стороны, на пике роста цен на городское жилье объем продаж квартир сократился, а сбыт автомобилей соответственно вырос. Аналитики уверены, что часть покупателей, у которых не хватило денег на «квартирную» гонку, пополнили число посетителей автосалонов.

«ПРОХОДИМЦЫ» В МОДЕ

По мнению авторитетного автоэксперта Игоря Моржаретто, рынки загородного жилья и автомобилей, без сомнения, связаны: с ростом одного растет и другой. Однако эта связь неоднородна. «Видимо, те, кто приобретает солидное жилье, в первую очередь выбирают внедорожники (причем традиционно, вне зависимости от качества дороги — сам вижу: живу за городом). С появлением большого гаража увеличивается и дифференцируется личный автопарк: появляется машина для поездок в город, для выездов на природу, техническая — для водителя (чтобы отправить его в магазин). Причем это все может быть не слишком дорого; представительский, выездной автомобиль — новый, престижный внедорожник; остальное — может быть и подержанным».

Есть свои предпочтения и у владельцев более скромных домиков. «Судя по данным продаж, в последний год обозначились две тенденции. Продажи новых машин растут, подержанных — помалу сокращаются, причем за счет дешевых авто. Можно говорить о том, что нынешние садоводы выбирают одно из двух: новую российскую машину или недорогую бюджетную иномарку (“рено-логан”, “хендай-акцент”, “шевроле-ланос” и т.д. )», — заключает Игорь Моржаретто.

Полина Яковлева, руководитель отдела элитного жилья компании Knight Frank, уточняет: практически у каждого покупателя дорогого загородного дома есть внедорожник. Только в элитном сегменте это машина за $70 000 – 80 000, а в бизнес-классе — за $25 000 – 30 000. И, как правило, это не единственная машина.

Важно учесть, что купленные дома год от года обычно дорожают, автомобили — наоборот. (Хотя иной подержанный коттедж сбыть с рук не проще, чем ржавую «копейку».)

ТРЕТЬ АВТО НА ЧЕЛОВЕКА

Первые результаты поверхностного анализа статистической информации: драйв-тестов — полно, аналитики — слезы. Маркетологов, изучающих закономерности авторынка, в десятки раз меньше, чем тех, кто превозносит достоинства очередной модели.

Приличная статистика (хоть большей частью и платная) обнаружилась на сайте www.autostat.ru. (То есть ближайшие сведения об автопарке Петербурга и Ленобласти — в Самаре.) Эксперты, изучающие российский автомобильный рынок, фиксируют в последние годы устойчивый и довольно плавный рост сбыта. Актуальная тема: рынок близок к насыщению, и в ближайшие годы рост прекратится. Об этом, в частности, предупреждают аналитики компании PricewaterhouseCoopers (PwC).

В 2007 году в России было продано 2,41 млн новых автомобилей (включая отечественные); покупатели потратили на них около $53,4 млрд. За год прирост рынка в штуках составил 35%, в деньгах — 67% по сравнению с 2006-м. При этом рост продаж иномарок был заметно стремительнее, чем отечественных машин: в деньгах в 2007 году на иномарки потратили на 87% больше, чем в 2006-м.

На 46% увеличились продажи подержанных иномарок. По прогнозам экспертов PwC, в 2008 году в России будет продано на 25% больше автомобилей, чем в прошлом, рост по иномаркам может составить 40–50%.0 Портал РБК сообщает, что аналитики рассматривают два сценария развития российского авторынка: оптимистичный и консервативный. Согласно первому продажи автомобилей будут расти вплоть до 2014 года, объем продаж составит 5,5 млн легковушек, а уровень автомобилизации достигнет 400 машин на тысячу человек. Всего в России будет уже 56 млн автомашин — вдвое больше, чем сейчас. В дальнейшем прогнозируются небольшой спад (до 4 млн авто ежегодно) и стабилизация. Пессимистичный сценарий предусматривает торможение роста уже на уровне 300 автомобилей на тысячу жителей. В этом случае пик продаж придется на 2010-й, максимальный объем продаж составит 3,4 млн автомобилей, после чего начнется спад. К 2020 году, полагают пессимисты, в России ежегодно будет продаваться по 2,5 млн машин. По данным аналитического агентства «Автостат», в начале 2006-го на учете в петербургском ГИБДД числилось 508 700 легковых иномарок. За год прибавка составила 90 000 единиц (21,7%). А вот парк российских моделей в Северной столице вырос незначительно — всего на 12 000 машин.

В 2007 году в Петербурге количество автомобилей увеличилось на 28% и достигло показателя в 1,35 млн штук. (Рост в 2006-м — 12%.0) На тысячу жителей приходится 320–330 машин. Специалисты из петербургской администрации полагают, что к 2010 году наш автопарк достигает 1,5 млн авто. В Ленобласти, по сведениям агентства «Автостат», по распространенности лидируют отечественные Lada (186 360 штук), ГАЗ (36 796 авто) и «Иж» (28 534 единицы).

Суммарно продукция этих трех российских автозаводов составляет более половины областного автопарка. В первом полугодии 2007-го их продажи росли — примерно на 10%.0 Всего в Ленобласти на 1 января 2007-го были зарегистрировано 412 500 легковых авто, на 1 июля 2007-го — 465 200. (Более свежие данные пока недоступны.)

В качестве главной тенденции аналитики «Автостата» отмечают высокую (хотя и ниже, чем в Петербурге) динамику роста числа легковых иномарок на фоне практически неослабевающего покупательского спроса на отечественную продукцию. Наиболее яркой особенностью парка транспортных средств ЛО аналитики называют широкое распространение грузовых (или коммерческих) автомобилей в личном пользовании. Например, на втором месте в рейтинге иномарок оказался LCV Ford Transit.

ДВОЙНОЕ БРЕМЯ

Отдельная тема — автокредитование. Существует ли зависимость между автокредитами и ипотекой? Алексей Флек, начальник отдела рекламы и PR Банка Москвы, считает, что это разные продукты, которые между собой не связаны: «У каждой программы — свои динамика, сезонность и т.п.».
По мнению Виктории Поляковой, руководителя отдела ипотечного кредитования агентства «Петербургская Недвижимость», около 20% заемщиков обслуживают два кредита одновременно: один — за авто, другой — за недвижимость, Татьяна Хоботова, начальник отдела ипотечного кредитования центра ипотечного кредитования ВТБ 24, уточняет: «Если учесть активность загородного строительства и практическое отсутствие инфраструктуры, можно предположить взаимосвязь между автокредитами и ипотекой. Но эти два розничных продукта очень активно развиваются и самостоятельно. Население привыкает к комфортной жизни в кредит: иметь автомобиль на семью или на каждого члена семьи, иметь жилье, причем лучше сразу...»

Специалисты брокерской компании «Фосборн Хоум» напоминают: «В 2006 году в условиях небывалого роста цен на недвижимость те покупатели, которые опоздали вложить деньги в жилье, пополнили число потребителей авторынка. На фоне снижения востребованности ипотеки выросло число обращений за автокредитами. В настоящий момент цены на недвижимость в Петербурге хоть и растут в среднем на 2% в неделю, до повторения ситуации 2006 года далеко. Оттока клиентов с рынка недвижимости на авторынок не происходит, рынки не испытывают взаимного влияния, в том числе и в отношении привлечения заемных средств».

С этой оценкой солидарна генеральный директор филиала BSGV в Санкт-Петербурге Елена Шевелева: «Бурный рост цен на жилье в 2006-м — начале 2007 года привел к тому, что, желая вложить деньги в ликвидные товары, люди не смогли приобрести недвижимость, и некоторые из них вложили свободные средства в менее дорогое имущество, в том числе в новые автомобили. Однако говорить о том, что автокредитование оттягивает клиентов у ипотеки, в глобальном смысле нельзя из-за слишком большой разницы в стоимости этих товаров».

Игорь Моржаретто повторения сценария не исключает: «Жилье в очередной раз подорожало, а покупка машины — на втором месте среди приоритетов».

К сведению:

В 2005 году в Ленобласти были зарегистрированы: два «студебеккера», два «хаммера», по одному «астон-мартин», «мазератти», «роллс-ройс» и

Марка

Парк внедорожников, шт.

2003

2004

2005

2006

6 мес. 2007

Land Rover

1510

1906

2069

2214

2807

Jeep

1872

1938

1952

2052

2353

Infiniti

57

166

190

451

937

SsangYong

294

327

274

579

755

Данные аналитического агентства «Автостат»

Продажи автомобилей (Петербург)

Марка

2006 г.

I полугодие 2007 г.

ВАЗ

22 916

21 509

ГАЗ

3923

5098

УАЗ

1000

1119

ИЖ

850

151

Итого российских

27 789

27 877

Ford

4491

9895

Chevrolet

1464

7048

Nissan

2385

6642

Toyota

3108

5932

Mitsubishi

3757

5595

Renault

1414

5103

Hyundai

4201

4264

Mazda

1500

3878

KIA

1143

3550

Daewoo

2052

3144

Opel

537

2960

Skoda

875

2441

Volkswagen

796

2145

Subaru

503

1548

Citroen

794

1471

Итого иномарок

29 020

65 616

 

Продажи автомобилей (Ленобласть)

Марка

2006 г.

I полугодие 2007 г.

ВАЗ

7652

8675

ГАЗ

741

1356

УАЗ

209

539

ИЖ

183

71

Итого российских

8785

10 641

Ford

213

1868

Chevrolet

625

1566

Nissan

327

1089

Toyota

577

1026

Mitsubishi

456

1001

Renault

194

987

Hyundai

188

839

Mazda

365

797

KIA

601

777

Daewoo

150

512

Opel

127

505

Skoda

92

479

Volkswagen

56

461

Subaru

117

288

Citroen

53

152

Итого иномарок

4141

12 347

Данные аналитического агентства «Автостат»

Дмитрий СИНОЧКИН

если понравилась статья - поделитесь:

март 2008