987
0
Пронин Александр

А напоследок я скажу...

Катя китайская. Дмитрий Пригов. — М.: Новое литературное обозрение, 2007.

«Катя китайская» стала, увы, последней книгой, написанной Дмитрием Александровичем Приговым. Известный поэт, теоретик и практик нового концептуального искусства завершил этим романом своеобразную прозаическую трилогию («Живите в Москве», «Моя Япония») и оставил наш мир осенью прошлого года. О чем повествует роман, сказать несложно. О тех мирах, которые рождаются вместе с каждым человеком, растут вместе с ним, отражают другие, разгораются в определенный момент во всю полноту своего свечения, а потом гаснут. Мир девочки Кати вмещает в себя богатый отцовский дом в китайском Тяньцзине послевоенных лет, ее родителей, прислугу, птиц, животных, духов, драконов и немногочисленные внешние расширения в окрестное бытие (море, вода, город, церковь и прочее). Параллельно ему движется скудноватый на краски и формы детский мир подмосковного парнишки, которым был в те же годы сам автор. Проплывают также другие создания — как пузыри воздуха, когда сидишь с открытыми глазами под водой. Наблюдать за ними глазами (и словами) Пригова чрезвычайно занятно, и в нужный момент перестаешь думать о том, чем же закончится история Кати. Не стану уверять вас, что это не так уж и важно и события в тексте современного интеллектуального романа большого значения не имеют.

Очень даже имеют, и автор ниточки сюжетных линий связывает вполне аккуратно (хотя и непростыми узлами). Но все-таки лучшее в «Кате китайской» — не сама история, вполне, впрочем, занимательная и свежая. Самое хорошее в чтении приговской книги — возможность оказаться внутри проплывающих мимо тебя пузырей жизни. Пока еще сам плывешь.

 

если понравилась статья - поделитесь:

comments powered by HyperComments

март 2008