1260
0
Дмитрий Синочкин

Культуру возвращают народу

Французского архитектора Ксавье Фабра пригласили построить сельский культурный центр (попросту — Дом культуры) в Ленинградской области. На выбор заезжей знаменитости предлагают два населенных пункта — Мурино или Невскую Дубровку.

КСАВЬЕ ФАБР — фигура заметная. Он автор проекта строительства концертного зала «Мариинский», был главным архитектором реконструкции Мариинского театра. Оказалось, что кроме крупного архитектурного бюро в Париже у Фабра есть и маленькая студия на родине, в Монферране. Поэтому он уверен, что ему «хорошо знакомы нужды людей, которые живут в провинции».

МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ

Идея Дома культуры вовсе не порождение большевиков — она возникла в рабочей среде еще до революции. Многие заводчики устраивали при предприятиях клубы и театры для рабочих. Просто при советской власти строительство Домов пролетарской культуры приобрело программный характер.
Первой ласточкой в Петербурге стал открытый к десятой годовщине Октябрьской революции — 7 ноября 1927 года — Дом культуры рабочих Московско-Нарвского района, впоследствии ДК им. Горького. В те же годы согласно «Плану развития просветительных учреждений» построили еще пятнадцать Домов культуры. Все они — яркие примеры архитектурного модернизма 1920-х годов, «адекватного» «Черному квадрату» Малевича или стихам Маяковского. Как правило, ДК строились по заказу какой-нибудь организации: заводов-гигантов («Электросилы», Кировского, «Большевика») или союзов промышленников (кожевенников, текстильщиков, металлистов и др.).

Естественно, «план развития» не мог не затронуть и деревни. Особенно в связи с идеей укрупнения поселков, согласно которой предполагалось из числа исторически сложившихся сельских поселений выделить так называемые перспективные поселки, отличающиеся обычно большими размерами, удобным местоположением в хозяйственно-производственном и транспортном отношении, благоприятными природными условиями. В них постепенно должно было сконцентрироваться население, в них же сосредотачивалось жилищное и культурно-бытовое строительство. Жителей остальной части (более 60% от числа сельских поселений), то есть неперспективных (преимущественно мелких и не имеющих хозяйственного значения) населенных мест, намечено было постепенно переселить в перспективные поселки.

«Районные центры, центральные поселки колхозов и совхозов, аграрно-промышленные поселки» непременно должны были иметь и учреждения культуры — сельский клуб или Дом культуры. Это заведение в обязательном порядке включало в себя довольно вместительный зал — для концертов самодеятельности, просмотра кино и выступления заезжих лекторов или ответственных товарищей, библиотеку и различные помещения для занятий кружков самодеятельности. Кое-где находился материал и для создания краеведческого музея.

Немало построек в духе сталинского ампира украшает крупные областные центры — как знак «перспективности» того или иного населенного пункта: Всеволожска, Толмачево, Невской Дубровки... Имена архитекторов, создавших тот или иной проект, нынче не помнят даже директора самих ДК. Кое-где, не мудрствуя лукаво, отводили «под культуру» бывший барский дом или хозяйственные постройки былой усадьбы — как в нескольких поселках Ломоносовского района. А то и церковь — как, например, в Красном Селе, где долгое время клуб находился в здании церкви Трех Святителей.
С середины 1960-х учреждения культуры и вовсе стали строить по современной технологии: были разработаны типовые проекты для городов и крупных населенных пунктов — панельные Дома культуры, для поселков — деревянные сельские клубы.

В начале 1990-х культурная жизнь «на селе» начала заметно хиреть. Здания, ранее существовавшие за счет областного бюджета или крупного градообразующего предприятия, постепенно стали приходить в упадок. У местных властей категорически не было денег на их содержание, да и по назначению они практически не использовались. В Шлиссельбурге, например, у ДК постройки 1980-х годов «поплыл» фундамент. А в Невской Дубровке в роскошном сталинском здании случился пожар — потушить потушили, а восстанавливать не стали.

НОВЫЕ, РУССКИЕ, КУЛЬТУРНЫЕ

Перелом наметился в начале нового века — когда предприятия снова начали вставать на ноги. Первой ласточкой стал открытый в декабре 2002 года полностью реконструированный киришский Дом культуры, восстановленный на деньги «КИНЕФа». Еще в конце 1990-х здание представляло зрелище жалкое: стены осыпались, в помещениях стоял затхлый воздух, испарения, потому что гидроизоляции в подвале не было и воды — по колено.

Типовое здание 1970-х годов не просто полностью отремонтировали — ему придумали модный остекленный фасад и современную облицовку. Не то что бы архитектурный прорыв, но интересно как тенденция.

И вот теперь строительством новых культурных центров озаботились районные власти. В принципе, в том же Мурино ДК есть — но плохонький: двухэтажное деревянное здание постройки 1900-х годов, бывшая поселковая больница. А Мурино сейчас находится на самой границе с городом и активно застраивается современными домами. Так что и оазис культуры неплохо бы иметь соответствующий.
Ксавье Фабр уже побывал на местах будущих строек и обсудил с советником министра культуры и массовых коммуникаций РФ Михаилом Новиковым и генеральным директором ЗАО «Племенной завод “ФРучьи”», депутатом областного Законодательного собрания Александром Трафимовым строительство сельских культурных центров. Пока известно, что проект должен включать в себя помещения для занятий художественной самодеятельностью, для размещения кружков и клубов по изучению народных ремесел. Француз обещает также заложить в проект библиотеку и небольшой театрально-концертный зал. Центры обещают построить на деньги правительства России и Ленинградской области. Г-н Трафимов во время поездки по району подчеркнул, что «обратной дороги нет, поскольку в проекте участвует такой авторитетный архитектор».
Мы будем наблюдать за развитием этого сюжета.

Дина МАРТЫНОВА

если понравилась статья - поделитесь: