Одноразовая жизнь

Недавно в медитативной телепрограмме «Диалоги о рыбалке» рассказывали про подмосковную речку Пахру. В силу близости к столице она сплошь обсижена рыболовами, и рыба, которая там еще осталась, выработала замечательные защитные свойства: хитрость, лень и демонстративное отсутствие аппетита. То есть не клюет без прикормки. Ей бросят прикормку — сожрет и не клюет все равно, потому что наелась. Но подмосковные любители — они не глупее рыбы. Додумались: покупают в загнивающем Евросоюзе специальную прикормку. Со слабительным.

По сути — модель современного рынка. Непрерывное потребление.

Microsoft изощряется, выдумывая все новые программы, для которых совершенно необходимо
и новое «железо». Какое дело Биллу Гейтсу до того, что подавляющей массе потребителей большинство новинок — как рыбе зонтик. После слабительного.

Поколение Next увлеченно гоняется за суперновыми моделями сотовых телефонов. Фотоаппарат, диктофон, радиоприемник, видеокамера, GPRS, мини-компьютер… Скоро выпустят телефон с биотуалетом. На кинофестивалях уже демонстрируют фильмы, снятые на сотовый. Единственная беда: народ начисто забывает, как с помощью этой сложной штуки звонить. Да и зачем, собственно?

Высокое искусство второй ступени: не искать нишу неудовлетворенных потребностей, а самим ее создавать. Чем успешно и занимается продвинутый бизнес. Главное — убедить потребителя, что вот именно без этой штучки в обществе появляться неприлично, что в Камбодже все так носят, а кто не носит —
тот лох и лузер.

Потребительские качества вещи задвинуты на последний план, зато имиджевая составляющая (если проще — понты) все важнее.

Ну для чего мне плазменная панель, если в ней все равно Петросян?

Спрашивать людей, нужна ли им газпромовская башня, — дело рискованное. Задумаются еще. Лучше сразу поинтересоваться: какой из шести вариантов им больше нравится. (Что нужна — уже как бы решили, по умолчанию.) Обновленная модель Петербурга, вроде старая уже поднадоела.

В Америке конвейерное домостроение так сильно развито, потому что у них мобильность населения гораздо выше. Чуть что не так — поехал искать работу
в другой штат. Средний американец меняет дом семь раз в жизни. Для риэлторов это здорово. А с другой стороны, может, поэтому у них ураганом Новый Орлеан подчистую слизало?

Типовые постройки-то, одноразовые...

Что утешает: на этом фоне здорово выглядят старые надежные вещи. И ценится ручная работа. Забавно: главные ценители — как раз те, кто гонит в массы сиюминутную пургу и формирует скоропортящуюся моду.

 

Архив номеров
Главный редактор
Дмитрий Синочкин