1428
0
Дмитрий Синочкин

Григорий Двас: «Пригород — для человека…»

– В минувшем году доля «малоэтажки» в общем объеме жилья, построенного в области, составила около 40%.0 Насколько решение жилищной проблемы зависит от активности индивидуальных застройщиков, от инициативы частных строителей?

– Доля малоэтажного строительства в Ленобласти должна и будет постоянно увеличиваться. Потому что именно в нем на сегодняшний день представлены наиболее экономичные и эффективные технологии, позволяющие сооружать более дешевое жилье без ущерба для качества.

– Пока — если судить по данным СМИ — площадь в индивидуальных домах дороже, чем в среднем по рынку. И в коттеджных поселках предлагают преимущественно дорогие проекты…

– В прошлом году прошло несколько мероприятий, конференций и выставок по этой теме. И выявилось немало недорогих технологий именно в малоэтажном строительстве, причем технологии самые разные. Это и деревянное домостроение, и не только. Несколько проектов мы отобрали — именно по ценовым параметрам — для строительства социального жилья
На сегодня у нас много предложений, есть из чего выбирать... Ориентир — цена квадратного метра $380-400.

– Как вы относитесь к приходу в Ленобласть крупных строительных групп? ЛСР, «Петербургская Недвижимость» и другие уже начинают строить в пригороде коттеджные поселки, другие — планируют...

– Мы это приветствуем — как и приход к нам любого крупного бизнеса. Я не хочу сказать, что будут какие-то преференции, но, в принципе, мы готовим программу по взаимодействию с крупными застройщиками.

В частности, рассмотрим вопрос о выделении средств из бюджета для инженерной подготовки территорий под жилищное строительство. Естественно, на компенсационной
основе.

– Участки будут предоставляться на торгах?

– У нас нет желания и нет такой необходимости зарабатывать на земле. У нас земли не просто много, а очень много. Нам надо зарабатывать не на земле, а на том, что на ней произрастает. Скажем, если мы говорим о строительстве жилья, значит, получаем экономический эффект, привлекая кадры, закрепляя трудовой потенциал. Для нас этот эффект важен. Если мы говорим о сооружении производственных объектов, мы хотим получать от того, что они будут работать, производить и зарабатывать денежки, а не от того, что мы им продали участок.

Благодаря тому, что земли у нас много, мы никогда не стоим перед выбором, что именно делать в конкретном месте — промышленность развивать или жилье строить. У нас практически в каждом населенном пункте есть зоны, где можно возводить жилые дома, и есть территории, оптимально подходящие для промышленности. Интересы редко пересекаются.

– Как идет разграничение земель между областью и Федерацией?

– По плану Правительства РФ, который был утвержден еще в 2004 году, разграничение земель должно быть закончено к 1 января 2007 года. К сожалению, работа в Москве идет крайне медленно.
И у меня есть очень большие сомнения, что к назначенному сроку этот процесс закончится.

– С этого года областные власти стали распоряжаться землей, отобрав значительную часть полномочий у муниципалитетов. Есть претензии от МСУ, что вы отнимаете источники доходов и так далее?

– То, что мы приняли на себя распоряжение территориями свыше 3 га, никак не может сказаться на финансово-экономическом благополучии муниципальных образований. Потому что распределение доходов от управления земельными участками, будь то арендная плата или средства от продажи земли, зависит не от того, кто управляет участками, а от того, в чьей собственности они находятся.

– Как вы относитесь к таким проектам, как «Русская Швейцария»? Это жилой комплекс или нежилой?

– Жилой, конечно.

– А по документам — апарт-отель... Не смущает?

– Это юридические хитрости для того, чтобы облегчить решение земельных, лесных вопросов и т.д.

– Г-н Митволь не проявляет такую же инициативу — сносить коттеджи — по Ленобласти, как в Подмосковье?

– Нам нечего опасаться пристального внимания со стороны природоохранных органов. За последние 10 лет работы комитета мы не принимали решения о строительстве объектов без экологической экспертизы.

– А если говорить о самозахватах?

– А вот что касается самозахватов, здесь мы бы очень хотели, чтобы как можно быстрее к нам приехал г-н Митволь. Есть меры, которые мы имели право принимать. Например, писать письма в прокуратуру с просьбой провести проверку и т.д. С 1 января определенные полномочия [в этой сфере] переданы субъектам РФ, и сейчас мы будем организовывать эту работу на несколько ином уровне. Хотя опять-таки решения о сносе объектов, постановления об ущербе, нанесенном самозахватом окружающей среде, будут приниматься в федеральных структурах.

– Можете назвать зоны — поселения или поселки, которые вызывают у вас наибольшую тревогу?

– Я разбил бы такие территории на две большие группы.

Первая — это там, где явно нарушается природоохранное законодательство, где строятся не только жилые, но и технологические объекты в прибрежных полосах, где жилые дома возводятся в лесах первой группы...

Вторая связана нарушением норм строительства и проектирования при возведении крупных поселков и населенных пунктов. Когда нарушаются водоносные горизонты, когда причиняется непоправимый ущерб ландшафту, когда в результате хозяйственной деятельности человека наносится урон окружающей среде.

Первое направление — оно хотя и более очевидное, но не всегда столь пагубное для окружающей среды. Стоит говорить не только о формальных нарушениях, но и том, что само законодательство у нас недостаточно продуманно и эффективно. В Финляндии дома иногда располагаются на самом берегу водоемов и при этом никакого вреда не наносят... У финнов требования не к тому, на каком расстоянии от воды дом должен стоять, а к тому, как он должен строиться и какие там должны быть очистные сооружения…

Конечно, когда наши граждане строят по берегам рек, — это нарушение, и с этим нужно бороться. Но экологические последствия чаще всего не столь ужасны, как, например, при сооружении садоводческих массивов… Появляется поселок в 60 000 жителей, а возможность размещения такого количества людей на этой территории не была проработана — с экологической точки зрения. Тут последствия, конечно, очень тяжелые, и ликвидировать их гораздо сложнее. Например, пробы подземных вод в Кингисеппском, Всеволожском, Гатчинском районах показали, что вода на очень больших глубинах загрязнена, а основной источник загрязнений — садоводства.

– Что такое пригород?

– В законодательстве существует такое понятие, как пригородная зона городов. Что именно к ней относится, устанавливают законы субъектов РФ. За исключением Москвы и Петербурга, для которых пригородные зоны должен определять федеральный закон. А такого закона нет. Поэтому юридически корректного объяснения не существует.

Это создает определенные неудобства, потому что статус пригородной зоны подразумевает и определенные ограничения, в том числе на какие-то виды хозяйственной деятельности.

К сведению:

ГРИГОРИЙ ДВАС. Вице-губернатор — председатель Комитета экономического развития Ленобласти.
Родился 1 марта 1965 года в Ленинграде. Закончил ленинградский Политехнический и Kennedy Western University (город Бойс, штат Айдахо, США) по специальности «экономика». Доктор экономических наук, доктор бизнес-администрирования (США), профессор СПб Государственного инженерно-экономического университета. 70 научных работ.
Работал в СП, в консалтинговых фирмах.

С октября 1996 года — в правительстве ЛО. Курирует подготовку и реализацию межотраслевых программ, вопросы развития промышленной, инвестиционной, налоговой, ценовой и антимонопольной политики. Женат, трое детей.


Распределение собственности по категориям земель (тыс. га)

Категории

земель

Общая площадь, всего

В частной собствен

ности

В %
от общей площади

В гос.

и мун. собствен

ности

Из гос.

и мун. собствен

ности

Передано всего

В

аренду

Во владение
и пользование

Земли с-х
назначения

1714

441,7

25,7

1272,4

256,7

929,3

Земли населенных
пунктов

230,5

33,3

14,4

197,2

22,8

63,1

Земли промыш

ленности
и иного назначения

379,4

0,7

0,18

378,7

15,1

360,6

Земли особо охраняемых
территорий

41,2

0,2

0,48

41

1,2

40,1

Земли лесного фонда

4756,9

-

0,00

4756,9

2,9

1521,5

Земли водного фонда

1081,9

-

1081,9

0,00

-

-

Земли запаса

186,8

-

0,00

186,8

-

0,4

Итого земель в области

8390,8

475,9

6,14

7914,9

298,7

2915


Беседовал Дмитрий СИНОЧКИН

если понравилась статья - поделитесь:

март 2006

Новости поселков
Спорт: адреналин