3032
0
Гришин Игорь

А может, и вышивать

В советское время многие традиции российского художественного ремесла были разрушены. Вышивка, которая обязательно входила в систему образования благородных девиц, не пережила революцию, но сейчас традиция возрождается. Об этом мы поговорили с Полиной Волынской, чья компания успешно продвигает русский hand made не только в России, но и на международных рынках.

- До революции вышивка была популярна в России и в аристократической среде, и в деревнях. 

- Все было на серьезном уровне. Считалось, что женщина должна не только себя одеть, но и украсить интерьер. Например, Екатерина Великая сама себе стулья расшивала. Или вышивка «ришелье», которая пришла к нам от графа Ришелье… Он сам вышивал прекрасно. Это занятие для девушек из дворянских семей было обязательным. Моя прабабушка заканчивала Смольный институт, и вышивка там была обязательным предметом наравне с физикой и математикой, искусством моды.

Многие думают, что вышивка – это просто, но это очень сложная работа. Когда мне пришла идея создать небольшое производство, оказалось, у нас в России сейчас нет ничего подобного.

- Многие ремесла при коммунистах перешли в систему народных промыслов. Неужели вышивка умерла?

- Мало того, не так давно Министерство культуры РФ решило, что художественная вышивка не нужна, работу вышивальщиц исключили из списка профессий, и училище, где их готовили, закрыли. Когда я начинала проект, он позиционировался как благотворительный. Я хотела дать работу девочкам-сиротам, а также возможность подработать пенсионерам. Сейчас я открыла небольшую школу, выпускаем пару учеников, потому что работа очень кропотливая, подходит не всем. У нас же не преподают художественную вышивку как ремесло. Нигде. И продолжают производство разваливать. Недавно наше правительство умудрилось закрыть два шикарных льняных завода, которые только на Запад гнали 2 км очень хорошей ткани ежемесячно. В свое время я покупала лен за 200 рублей, сейчас он стоит уже 600.

- Давайте поговорим о вышивке в интерьере. Насколько я понимаю, с одной стороны, это декор, но с другой - она очень часто помогает оттенить дизайнерские решения.

- Я так себе интерьер оформляла. Первое, что сделала, закрасила обои краской и расписала их фреской под старинный французский замок. А потом достала вышитые ткани XIX века. Ткань обветшала, и я решила вышивку повторить. Хотя, конечно, все зависит от того, как это преподнести. Вышивка, декор может помешать восприятию, а может стать доминантой интерьера. Сейчас люди стали экономить деньги на мебели, но можно сделать красивое покрывало, которое украсит ваше помещение. Например, у Людовика XIV в спальне было 27 вышитых предметов: табакерки, занавески, банкетки. Я считаю, что ткань может изменить настроение человека, может поменять, оттенить цвет и композицию.

Для одних клиентов я делала покрывало в силе барокко. Очень интересный проект был в Швейцарии. В небольшом особняке мебель расписана французским художником, и в этом же стиле я делала декор. Мы в течение года прорабатывали рисунок, потом женщины вышивали. Хочу заметить, что вышивка – это как живопись, не делается быстро. Нитку не в ту сторону положишь, и уже получается каша.

- Были интересные заказчики?

- Все работы очень индивидуальны. Первым моим заказчиком был житель Нью-Йорка. Мы ему вышивали мебельные гарнитуры. Он хотел жить как во дворце, и мы делали реплики. Был интересный заказ для правительственной резиденции Путина на Валдае. Для охотничьего клуба под Веной. Для Его Высочества князя Монако Альберта у меня заказывали столовый набор с вышитой монограммой.

Недавно в Париже мы открыли свое представительство в центре Монмартра.

- Сколько стоят ваши работы? Например, столовый гарнитур: скатерть и шесть салфеток?

- Зависит от числа вышитых предметов. До кризиса у нас такие наборы стоили около 10 000 рублей. Все вместе: скатерть и салфетки. Сейчас хотим делать бюджетные вещи, но чтобы было видно, что это ручное производство.

- И что означает «бюджетные вещи» в нынешней ситуации?

- Надо в пределах пяти тысяч что-то делать. Скатерть, например. Очень большим спросом пользуется дорожка. Например, широкую дорожку можно положить в центр стола. И все очень красиво, индивидуально. Ручная работа – всегда эксклюзив. Надеюсь, что сейчас как раз время подняться русскому производству, как в сфере одежды, так и в сфере тканей.

- Какой стиль вам больше нравится?  

- Классический. Я стараюсь делать красивые предметы со вкусом: чтобы не было ляпов в цвете, чтобы был красивый цветовой переход, гармоничная композиция, чтобы нитки были подобраны со вкусом, рисунок был не перегружен. У нас в России многие думают, что классика - значит XVIII-XIX век. Классика – это красота. Она ни к какому веку не привязана, она может вечно служить людям, и моя задача – сделать такие изделия, которые переходили бы из поколения в поколение и становились фамильными ценностями.

 

К сведению

Полина Волынскаяоснователь и художник компании, производящей вышивки ручной работы "Волынская мануфактура". Закончила Санкт-Петербургский  Архитектурно - Строительный университ. После окончания учебы работала в Лондоне. Сегодня работы, произведенный на «Волынской мануфактуре» хранятся в частных коллекциях Вены, Нью-Йорка, в Париже,у принца Монако Альберта, в одной из резиденций президента России.

если понравилась статья - поделитесь: