1000
0
Маракулин Юрий

Сладкая жизнь

Главная проблема в маркетинге подарков – каталоги огромные, а дарить нечего. Особенно когда в стране кризис и во всех компаниях первым делом сокращают бюджет на сувениры.

Однако нам, маркетологам, деваться некуда, будем выходить из положения. А первый – и не самый плохой – выход лежит в области сладкого, вкусного и спиртного.

Какие есть варианты у «сладкого маркетинга» и как с ними работать?

 

Главный вопрос — почему мы говорим именно о сладком и вкусном, а не о блокнотах, авторучках и антистрессах? Чем съедобные и выпиваемые подарки лучше полиграфии, посуды или гадежтов? Давайте разберемся.

 

Уют с доставкой

Во-первых, одно другому не мешает. Вкусные подарки могут работать самостоятельно или дополнять более серьезный сувенир.

Во-вторых, чай, кофе, шоколад, варенье, торты и прочие съедобности относятся к вечно актуальной категории подарков: мы все ими пользуемся, а они имеют свойство заканчиваться.

Конечно, и здесь нельзя угодить всем: есть люди, не любящие сладкого, не употребляющие алкоголя. Но это, скорее, исключение.

 

Кейс. Компания, занимающаяся рулонными газонами и ландшафтным дизайном, тщательно планировала новогоднюю кампанию. Клиентов обсуждали персонально, каждого в отдельности, и в результате составили подробный список, где учли все предпочтения. Было известно, кто употребляет спиртное, и даже какое именно. Знали и категорических противников алкоголя.
В итоге каждому контрагенту выделили презент, актуальный именно для него.

 

В-третьих, такие подарки позволяют гибко подходить к построению кампании и помогают дружить с бюджетом. Основная проблема большинства стандартных презентов — это тиражность, т.е. наличие минимально возможного числа единиц. Сложно, хотя и можно, заказать 19 фирменных блокнотов, 39 авторучек, 83 брелока или 55 календарей-трио. Малые тиражи, когда они вообще реальны, неизбежно приводят к удорожанию одного изделия, а в итоге поднимают стоимость всей кампании. А в некоторых случаях минимальные заказы – это 500 или 1000 штук.

Со вкусными подарками такой проблемы нет, их можно закупить ровно по количеству контрагентов. Если нужного не будет в наличии, то его привезут под заказ.

 

Кейс. У компании-продавца окон был принцип – дарить чайно-кофейно-шоколадный набор при установке окон от определенной суммы. Поскольку такой заказ не был массовым, то и закупать сразу много подарков сочли излишним. В итоге набор готовили адресно, под конкретного клиента, за один-два дня до окончания установки. Потребовалось – купили. Не понадобилось – сэкономили.

Наборы немного отличались один от другого, но кто ж об этом знал? А общий характер подарков был прописан в бренд-буке и даже во франчайзинговой документации.

 

В-четвертых, подарок такого гастрономического, уютного, домашнего толка позволяет ненавязчиво «заглянуть» в повседневную жизнь нашего контрагента. Это сближает, дает шанс войти в более тесные отношения. Конечно, это эрзац, но разве не к этому доверительному неформальному общению стремится любой маркетолог и любой продажник? Именно к нему.

 

Кейс. Одна туристическая компания провела рекламную акцию: при заказе семейного тура всю документацию курьер привозил на дом. Дело было летом, он приезжал с сумкой-холодильником и дарил торт-мороженое. Причем инструкция обязывала его делать подарок детям.

Эффект был неплохим, сарафанное радио заработало.

 

И последнее: ручкой «паркер» уже никого не удивить, да и полиграфия давно утратила былое безотказное обаяние. Креативные подарки несут в себе риск «непопадания» и даже обиды. Поиск точечных презентов «по интересам» осложнен отсутствием информации о тех самых интересах, ведь клиент не раскрывает душу перед первым встречным продажником.

Все это объясняет, почему именно вкусные подарки сейчас набирают популярность.

 

Официант, меню!

Какие есть варианты таких подарков? Сразу оговоримся, что их много и мы перечисляем только основное, проверенное практикой и доступное в плане организации.

 

Чай

Он бывает разным: черным, зеленым, красным, смесовым, молочным, ферментированным, ароматизированным, белым... И вот здесь лучше не поручать закупку знатокам, а пойти по пути наименьшего сопротивления: выбрать «понятный» вариант. Лучше использовать набор из двух-трех разноплановых чаев, например черного и зеленого. Можно с ароматизатором.

Многие ли знают, как заваривать пуэр? Какими свойствами обладают разные виды улуна? Что такое «лапсанг сушонг»? Вот и не будем мучить людей.

Тонкие сорта, полуэкзотические варианты наподобие матэ можно рекомендовать, если вы точно знаете пристрастия или хотя бы степень осведомленности ваших клиентов. Если у вас нет такой информации — берите «простые», но вкусные чаи, лучше с небольшими добавками (малины, черники, цедры, шоколадной пудры).

Если дома не выпьют, то на работу возьмут.

 

Кофе

С ним история попроще, потому что меньше разнообразие сортов. Лучше все-таки брать кофе с некоторой ароматизацией, не слишком сильной. Иначе будет непонятно, чем ваш презент отличается от купленного в любом супермаркете.

 

Варенье

Уж чего-чего, а варенья в магазинах предостаточно. С малиновым, клубничным, вишневым и черничным нет никаких проблем.

Поэтому лучше выбирать экзотические варианты: из грецкого ореха, лепестков роз, кизила, арбуза… Не все вообще знают о существовании таких сортов, и уж тем более не все их пробовали. И если варенья из привычных, северных ягод никого не удивляют (а некоторые предпочитают собственные заготовки), то экзотические сорта, по крайней мере, продегустируют. Из любопытства.

Оргвопрос:  экзотические варенья обычно завозят малыми партиями, и лучше заказывать их заранее.

 

Шоколад

Это уже стандартный подарок, пик его необычности прошел лет восемь назад. Поэтому лучше задуматься о сюжете или об интересной форме шоколада. 

Есть множество готовых решений, а если озадачиться подарком заблаговременно, то можно отлить изделие на заказ.

Это дорогое удовольствие, но если вы экономите деньги, то можно найти и подарочные наборы, и шоколадные открытки.

 

Торты и пирожные

Это отличный корпоративный подарок – на весь отдел. Или неплохой семейный вариант, например, при заключении договора.

Цена заказного торта начинается с 3000 руб., поэтому большие тиражи здесь неактуальны. Но как точечный подарок он хорош.

Возможности оформления тортов довольно велики: здесь возможны и фигуры, и надписи, и даже фотографии (их наносят специальной съедобной эмалью). Так что простор для творчества вам обеспечен.

 

Алкоголь

Традиционный и даже консервативный вариант; некоторые считают его беспроигрышным, другие относятся к нему с пренебрежением. Что поможет выйти из затруднительной ситуации?

Прежде всего, надо очень внимательно отнесись к уровню и характеру подарка. Нужно быть абсолютно уверенным в хорошем качестве алкоголя – здесь лучше не гнаться за дешевизной и не рисковать.

Желательно знать, употребляет ли алкоголь ваш контрагент. Конечно, это не всегда известно, и в сомнительных ситуациях лучше ориентироваться на коньяк, а не на водку (все-таки ее многие воспринимают как нечто плебейское).

Перед Новым годом отлично идет шампанское – с ним не согласятся разве что абсолютные трезвенники (немногочисленная категория).

Есть еще неплохой вариант – бальзамы. Их пьют долго, и все это время клиент будет вспоминать о вас.

 

Кейс. Компания - поставщик автозапчастей дарила своим контрагентам карельский бальзам в фирменных фляжках. Тогда, в середине 2000-х, он был еще в новинку, и о таком подарке рассказывали. Бальзам быстро не выпьешь; к тому же его можно добавлять в чай, поэтому довольны были и любители алкоголя, и люди, равнодушные к нему.

Другая компания – лизинговый оператор из Латвии – преподносила контрагентам рижский бальзам. Вроде бы банально, но никто не отказывался и не обижался.

В обоих случаях подарка хватало на несколько месяцев, и все это время клиент смотрел на фирменную бутылку.

 

Упаковка

Полиграфию или текстиль можно упаковать как угодно – в пределах здравого смысла, а вот вкусные подарки требуют некоторой изобретательности. Обычно используют подарочные упаковки из плотного картона. Можно усилить впечатление за счет более креативной упаковки из керамики, дерева, коры, камня… Только учтем и функциональную сторону: коробка должна соответствовать требованиям к хранению чая или кофе.

То же касается и спиртного: лучше уложить его в тубус или коробку. Особо дорогие сорта обычно размещают в фанерном ящике.

Еще неплохо будет выглядеть соответствующая посуда: чайники, кофейные чашечки или бокалы.

 

Кейс. Компания - производитель мебели изготовила подарочный шоколадный набор. Но чтобы добраться до шоколада, надо было потрудиться: его уложили в упаковку-головоломку. Требовалась целая серия действий, чтобы в руки упала очередная плитка, разобраться в процессе далеко не всем удалось с первого раза.

Впрочем, для упаковки сочинили легенду, и весьма милую, поэтому никто из клиентов не обиделся. Однако запомнили и долго еще рассказывали о таком креативном решении.

Правда, цена разработки и изготовления упаковки впечатляла.

 

Праздники обжорства

Очень правильно будет пойти по стопам Кюри и провести серию опытов на себе. Конечно, пить чай приятней, чем подвергаться облучению, и это радует, потому что нам предстоит вполне научная серия опытов.

Надо быть уверенным в качестве и вкусе подарков, поэтому лучше устроить дегустацию всем отделом.

 

Не советуем…

Есть одна категория, довольно опасная для дарения – сигары и трубочный табак.

Вроде бы и выглядит благородно, но это уж совсем специфическая область, и здесь возможны самые разные реакции организма.

Такие подарки можно делать только при полной уверенности в интересах и предпочтениях контрагента.

 

Дитям мороженое!

Вкусные подарки делятся на «мужские» и «женские». Конечно, это разделение весьма условно и, скорее, представляет собой дань традиции; если алкоголь еще как-то можно поделить, то чай и кофе – вряд ли.

Вообще лучше рассчитывать такие подарки на семью, а значит, наиболее актуальным вариантом будут наборы.

 

Ненавязчивость

И напоследок: у вкусных подарков есть интересная черта – их лучше не облеплять логотипами. В самом деле, кому интересно ставить на семейный стол бутылку с названием контрагента? Или банку чая на полку?

 

Кейс. Одна компания - специалист по IP-телефонии дарила контрагентам чай в контейнерах-кокосах. Никакого логотипа не было, но клиенты использовали их спустя много лет. 

 

На дорогое спиртное этикетки вообще не наклеивают – это против этикета. Можно вложить открытку в коробку или тубус либо повесить на горлышко фирменную книжку – это еще допускается. И то лучше выполнить их дизайн в стиле, характерном для спиртного.

Вкусное и сладкое – это тот самый случай, когда дорог не подарок, а внимание. И прекрасно, давайте его продемонстрируем!

 

comments powered by HyperComments