2210
0
Дмитрий Синочкин

Возвращение «Полтавы»

Через пять лет в Лахте, рядом с причалами яхтенного порта «Геркулес», ошвартуется 54-пушечный линейный корабль «Полтава».

Признаем честно: за последние полтора века Петербург подрастерял славу и статус морской столицы. Культурная — да, наверное, коммунальная — это уж точно. Но — морская?

Создание музея и воссоздание корабля — совместный проект Яхт-клуба Санкт-Петербурга и Газпрома. «Это некоммерческий проект, его цель — популяризация морской истории Петербурга и парусной культуры», — говорит президент Яхт-клуба Владимир Любомиров. Основная идея проекта — соединить дотошную историческую аутентичность с современными медиа-технологиями.

Исторические парусники в мире весьма популярны. Сохранившиеся до наших дней корабли, конечно, стоят в доках: на суше прописались британские «Катти Сарк» и «Виктория», огромная экспозиция развернута вокруг шведского флагмана «Васа»…

Реплики (воссозданные корабли) иногда выходят в море: например, голландский парусник «Батавия». (Голландцы на верфях в Лелистадте строят еще одно судно — галеон «Семь провинций».) Американский «Баунти» недавно затонул из-за урагана «Сэнди»…

В России таких кораблей нет. Фрегат «Штандарт» — замечательная попытка, но он только на верхнюю половину историчен. К тому же ГИМС запретила ему заходить в российские воды (без комментариев).

Кстати, вопрос приоритетов — вовсе не праздный. В 2018 году исполняется триста лет первому в мире яхт-клубу. Он назывался «Невская флотилия». Британский «Корк» был зарегистрирован на несколько лет позднее, в 1726-м. Правда, гордые бритты отказываются признавать первенство — говорят, у нас не вполне соблюдался принцип «добровольного участия». (При Петре Алексеевиче вообще с правами человека были проблемы, чего уж там.) Но никто не спорит с тем, что именно в Петербурге прошли первые гонки парусников.

Корабль объявлен в розыск

Подлинных построечных чертежей «Полтавы» в архивах обнаружить не удалось. Историки вели поиск: в Российском государственном архиве Военно-морского флота, Российском государственном архиве древних актов, Российской национальной библиотеке, Центральном военно-морском музее, Центральной военно-морской библиотеке, Библиотеке Академии наук (БАН) и в Национальном морском музее Великобритании в Гринвиче.

В рукописном отделе БАН среди документов из Кабинета Петра Великого обнаружили папку. На одном из листов изображены мидель-шпангоут «Полтавы», корма и ее боковой вид. Огромный массив косвенных данных и чертежи аналогичных кораблей все же позволят построить в точности такое же — до мелочей — судно.

Итак, параметры «Полтавы»: длина — 39,83 м, ширина без обшивки — 11,7 м, глубина интрюма (от палубы до обшивки днища) — 4,64 м. Высота грот-мачты — 25,6 м, фок-мачты — 22,8, бизань-мачты — 17 м.

Корабль нес 54 пушки: по 22 орудия на нижней палубе и на опер-деке и 10 — на квартер-деке и форкастле.

Дубовый лес для «Полтавы» везли из-под Казани. Сейчас там дубовых рощ практически нет. Но дерево найдут — в Краснодарском крае, под Ростовом-на-Дону. Способы и приемы мастерства, применявшиеся корабелами в XVII веке, тоже восстановить можно. «Главная проблема — не материалы, а люди, — говорит Владимир Любомиров. — Где взять плотников нужной квалификации?» Похоже, придется отправлять бригаду в Голландию. Или приглашать мастеров к нам. Как, собственно, и делал Петр I. (Кстати, на постройке «Полтавы» он числился «главнейшим корабельным мастером» и получал жалованье — 1200 рублей в год.)  

Метод, выбранный для воссоздания «Полтавы», Владимир Любомиров называет «бескомпромиссной реконструкцией»: теми же инструментами, из такого же дерева, по уцелевшим и восстановленным чертежам. И пушки отольют из чугуна и меди. Потому что разница между отливкой и заготовкой, обработанной на станке, на глаз, может, почти и не видна. А вот наощупь — чувствуется.

«Полтава» была заложена на верфях Адмиралтейства в декабре 1709-го. Спущена на воду в июне 1712-го. (Голландцы свою новую «Батавию» строили 10 лет — с 1985-го по 1995-й. Поутратились навыки-то.)

Сейчас идет рабочее проектирование, готовятся чертежи корабля и музея. Но первый результат уже есть — из печати вышли пилотные экземпляры книжки «Полтава» — отличный, красиво изданный том. Авторы — историки Галина Гребенщикова и Павел Кротов, а также старшина Гильдии судомоделистов России Александр Добренко. В книге есть насыщенный исторический очерк, десятки редких иллюстраций, обильно приводятся документы. Не могу удержаться от цитаты: «Против стема фалстем делается шире для болтов, вколачиваемых в концы внешней обшивки. Но если же шпунт стема в середине, то фалстем в ширине равен стему». Это музыка, это действует помимо смысла, как итальянская опера или богослужение на церковнославянском…

Волна

Основная идея экспозиции — преодоление стихии. (В преамбуле тема изложена так: «Изменить в сознании молодого поколения разрушительный выдуманный образ мор-ского разбойника Джека Воробья на созидательный образ реального царя Петра I — героя, покорившего свой страх и создавшего морскую державу».)

Авторы проекта — архитекторы Владимир Любомиров и Сергей Юшканцев. В общем, это будет волна.

И если в постройке корабля добиваются аутентичности и подлинности, то подача исторических материалов экспозиции будет абсолютно современной. «Молодому поколению привычнее работать с информацией, водя пальцем по экрану, — значит, будут водить пальцем по экрану», —  говорит Владимир Любомиров.

Концепцию музея разрабатывает архитектор Ольга Павлова.

Петр в детстве страдал водобоязнью (не в смысле — бешенством, а просто плохо переносил открытые водные пространства). Но переборол себя. По одной версии — бросившись с мостков в Архангельске, по другой — увлекшись измерениями с помощью астролябии. И все — на всю жизнь море стало его главной страстью. Финал тоже закономерен: он заболел, вытаскивая севший у Лахты на мель ботик с солдатами.

Десять небольших залов экспозиции будут последовательно разворачивать эту историю: Измайлово, первый ботик; Плещеево озеро, Азовские походы, «Великое посольство» в Европу, Гангутское сражение… Задача — не столько напичкать посетителей информацией, сколько создать впечатление. Будет использован не только видеоряд, но и звуки, запахи; предметы можно будет крутить и трогать, в морских сражениях — «сыграть» за одну из сторон… (Может, даже палуба под ногами станет крениться.) «Мы хотим увязать не прошлое с настоящим, а настоящее с будущим. Музей должен быть интересным и через 50 лет», — резюмирует Владимир Любомиров.

В зоне вокруг строящегося «Лахта-центра» вообще происходит много интересного.

Дилеры «БМВ» построили вполне современный центр. Обсуждается идея строительств а современной Академии тенниса. Морской музей с подлинным кораблем — который будет выходить в море! — станет важным смысловым акцентом на этой территории.

Смета проекта пока не рассчитана.

если понравилась статья - поделитесь:

февраль 2013

Дома и люди