1730
0
Елисеев Никита

Говолите плавильно!

Валерий Вотрин — из тех, кто давно живет и работает за границей, но в пространстве русской литературы совершенно свой. В начале 1990-х он сформировался как фантаст, затем перешел к прозе, которую именует сомнамбулическим реализмом. И роман «Логопед» подтверждает верность определения.

Во-первых, только в пограничном между сном и бодрствованием состоянии может привидеться страна, жизнь в которой построена в соответствии с нормами грамматики (точнее, орфоэпии — свода правил произношения). Во-вторых, сами люди и отношения между ними вполне реальные, советские, узнаваемые. А в-третьих и сразу в-четвертых, как и любая антиутопия, «Логопед» выдуман с целью удивить и даже поразить. И этой цели автор достигает. Картина, им нарисованная, создает впечатление хорошо знакомого абсурда, когда ценность человека определяется степенью встроенности его в систему — в данном случае умением говорить правильно, без шепелявостей, картавостей и проч. А двум главным героям романа — высокопоставленному  логопеду-управленцу Рожнову и журналисту-отщепенцу (типа блогеру) Заблукаеву —  предстоит борьба, в ходе которой они поменяются ролями. Последнее — уже вполне наша эра.

Одним словом, роман у Вотрина получился более чем занимательный — эдакая смесь Кафки и Замятина (по общественно-полезной идее) с Булгаковым и Аксеновым (по парадоксальности сюжета, пародийности героев и бойкому стилю письма). Вряд ли «Логопед» превзойдет по популярности «Парфюмера», но как все, что можно назвать новым русским письмом, роман найдет своего читателя.    

если понравилась статья - поделитесь:

февраль 2013

Дома и люди