Гидра воинствующего пофигизма
Считается, что бизнес трезв, суров и прагматичен. Однако и здесь есть место эмоциям и даже предрассудкам, порой самым странным и даже диковатым. Под их влиянием люди действуют с сектантским упорством и восхитительным пренебрежением к здравому смыслу.
Хотите конкретики? Пожалуйста! Одна из таких сект — «воинствующие пофигисты».
По понятиям
Воинствующий пофигизм (ВП) — это ситуация, когда сотрудники от среднего звена в офисе и до грузчика на складе полностью игнорируют приказы, распоряжения, стандарты, инструкции и акции.
Кейсы из жизни компаний, пораженных воинствующим пофигизмом.
Товар, который надо продавать по акции со скидкой 10%, предлагают с надбавкой 15%, а потом жалуются, что он не идет и «реклама не работает».
Ответить по телефону: «Компания такая-то, менеджер такой-то, добрый день», — невозможно, гораздо красивее звучит хриплое «алллёёэ».
Водители не читают путевые листы и отвозят товар в пункт А вместо пункта Б. Потом оправдываются: «Ну и что, что написано, — а я не прочитал!»
В одном агентстве, работавшем в сфере коммерческой недвижимости, минимальное время отправки предложения, причем по заранее сделанному запросу клиента, составляло 11 дней. Среднее время ответа — 18 дней.
Инструкции по выкладке товара не соблюдаются принципиально: хрусталь стоит там, где по плану должна быть детская одежда.
Боящиеся влаги товары хранятся под открытым небом, даже без тента. Колесные диски лежат на лобовых стеклах (это к вопросу о здравом смысле).
Въезд в коттеджный поселок в течение нескольких недель перекрыт брошенным бульдозером. Потенциальные покупатели шлепают в обход по грязи.
Клиент едет смотреть коттедж в строящемся поселке. На вопрос: «Как его найти?» — менеджер отвечает: «Вы что, не можете по Яндексу посмотреть?» — и отключает телефон. Клиент, потратив почти два часа, все-таки нашел поселок, но менеджер уже уехал, потому что ему «надоело ждать».
Изучить новый объект никому не под силу: проведенное обучение забывается через полчаса, а рекламные материалы не только не раздают, но и выбрасывают нераспакованными.
Любые приказы и распоряжения саботируются, на претензии открытым текстом отвечают: «Все равно всех не уволят».
Знакомо? Сочувствую.
А вдруг война, а я уставший?
Возникает ВП, как правило, в трех случаях.
Обычно это стремительно растущий рынок, где спрос намного опережает предложение и «все продается само».
Второй вариант — очень старый коллектив, а положение компании стабильно. Все места распределены, и что ни делай, ничего не изменится.
Но чаще всего секта ВП возникает там, где рынок недавно рос, а теперь резко сократился. Менеджеры привыкли, что продажи идут сами собой, а теперь не могут (и не хотят) напрягаться и совершенствоваться.
В результате падают продажи, блокируются рекламные акции, страдает взаимодействие с клиентами, портится имидж, теряется ощущение реальности, усложняется понимание маркетинговых процессов в компании и на рынке.
Жить в таком режиме нереально. Но бизнес-суицид — не наш метод, поэтому будем устранять проблему. Есть несколько стандартных способов ее решения.
Ставим диагноз
Прежде всего надо понять, действительно ли это воинствующий пофигизм. Не исключено, что причина не в нем, а в по-становке работы: в нелепых инструкциях, неправильной рекламной политике, неверно построенном общении с клиентами, в запутанности учета, в личности сотрудника.
Очень важно пройти все этапы работ. Как работают с заказчиком? Как взаимодействуют отделы? Каковы зоны ответственности (регионы, товарные группы, клиенты…)? Насколько реальны заданные планы? Какова мотивация сотрудников?
Культ ВП заметнее всего в отделе продаж и на складах — им надо уделить особое внимание.
Поговорите с сотрудниками — услышите много нового. Не принимайте все на веру — будет не только вранье, но и здравые предложения.
Проверка ситуации извне
Важны не столько наши проблемы, сколько то, как нас воспринимают клиенты. А занимается ими отдел продаж.
Поэтому проверка его работы — наше все.
Самый простой и эффективный способ — тайный покупатель. Такие проверки должны выполняться большим количеством людей, охватывать большинство сотрудников, содержать разные сюжеты (от стандартных до нетипичных). А самое главное — они должны касаться всех существенных конкурентных факторов и связывать все отделы, имеющие отношение к цепочке «закупка — продажа — доставка — рекламация».
Нам надо понять, ЧТО слышит клиент, КТО с ним работает (от секретаря до водителя), КАК работают с клиентом, как это сказывается на ВНУТРЕННЕЙ работе компании.
Неплохо бы проверить и конкурентов.
Продажи без продавцов
Если менеджеры поражены описанной выше болезнью, нам остается выстраивать такие каналы продаж, которые не зависят от личных качеств сотрудников.
Не хотят озвучивать акции — не надо, сделаем сами. Не умеют предлагать сопутствующие товары — обойдемся без них. Не знают, как продавать по телефону, — сами продадим.
Интернет-продажи. Сайт с функцией заявки может работать независимо от пораженного пофигизмом отдела продаж. Одного мотивированного сотрудника будет достаточно для обработки заявок. В крайнем случае часть функций можно сдать на аутсорсинг.
На сайте легко выстраивать приоритеты, вести акции и т.п.
Исходящий интернет-маркетинг. После выставок всегда остаются контакт-ные данные потенциальных клиентов. Их можно систематизировать и наладить отправку регулярных коммерческих предложений для всех групп клиентов (каждой — свое). Всю работу, которая не потребует ни копейки, проводит один менеджер.
Входящий телефонный маркетинг.Со-трудники не умеют представляться по телефону? Пусть за них говорит аппарат. Запишите приветствие. Никто не мешает добавлять в период ожидания рекламную информацию об услугах и акциях.
Вообще неплохо работает специальный телефон для наиболее ответственных акций. Отдайте его самому профессиональному продавцу. Пусть целевые клиенты звонят на нужные вам номера, а не попадают в хаос пофигизма.
Кейс: в одном магазине сугубо мужских товаров на телефонном приветствии звучал подчеркнуто эротичный, томный женский голос. После его введения количество входящих звонков увеличилось почти на 20%. И это повлекло за собой увеличение заказов, хотя отдел продаж на 80% состоял из пофигистов.
Исходящий телефонный маркетинг. Эти услуги предоставляют многие колл-центры. Они могут обзвонить вашу базу и сделают это квалифицированно. Лучше брать колл-центр или на акции, или на обзвон конкретного сегмента. Операторов придется обучать хотя бы основам ассортимента, а если это сложно, то продумайте двухходовку: оператор выявил заинтересованного клиента, а затем передал контакты самым опытным вашим сотрудникам.
Клиента обслуживает не Вася Пупкин, а ваша компания. Поэтому все предложения исходят от вас. Все рассылки, обзвоны, поздравления делаются централизованно. От лица компании действуют назначенные вами надежные люди.
Профилактика двигателя
Рекламные материалы в офисе надо разместить так, чтобы клиент, ожидая, неизбежно смотрел на них. Ключевые места — пространство над головой менеджера, столы, двери, полки стеллажей на уровне глаз, ресепшен, место ожидания. Наличие материалов контролирует один ответственный. Убирать материалы никто, кроме него, не имеет права.
Рекламные кампании и акции отправляем на отдельные телефонные номера и замыкаем их на адекватных менеджеров. Дайте им вознаграждение по результатам акций! Пофигизм хорошо лечится рублем.
Кейс: опытные рекламщики знают, что буклеты и визитки с полезной информацией (графиком развода мостов, нужными телефонами, таблицами штрафов, схемами объезда) разбирают почти втрое быстрее, чем обычную полиграфию, а клиентов по «полезной» рекламе приходит до 25% больше.
Wind of change
99,9% за то, что любые изменения вызовут угрозы «я уволюсь». Терять ценных сотрудников — это плохо, с ними лучше поговорить, а вот балласт надо выбрасывать, не беспокоясь.
Но в обоих случаях уходят они куда? К конкурентам! А с чем? С базой!
Понятно, что мы не сможем ее отобрать, любой ее всегда скопирует и восстановит. Важно сохранить ее у себя. Поэтому база должна вестись только в одном месте (в 1С, или в любой CRM, или в общем файле).
Ни одна сделка не проходит без внесения контрагента базу (это должно быть технически невозможно). Понятно, что 100% гарантии это не дает, но вы хотя бы получите базу данных от всех менеджеров.
Куда ты денешься с подводной лодки?
Иногда удается создать среду, в которой сектанты просто не могут существовать, а их иррациональная деятельность перестает быть проблемой.
Например, менеджер не получит акт для отправки клиенту, пока не включит в пакет рекламные материалы. И курьер не имеет права принимать пакет без них.
Кейс: в офисе одной московской компании, занимавшейся продажей площадей на постоянно действующей выставке готовых дачных домов, была пропускная система. По распоряжению руководства пропуск на выход вкладывали, как в конверт, в небольшой флаер. В нем была ключевая информация об акциях. Разворачивая конверт, клиент неизбежно прочитывал основные пункты предложения. Количество обращений по акциям сразу выросло.
Придется множить сущности: писать приказы, стандарты, инструкции. Их нужно не много, но они должны быть принципиальными. Очень важен «период обкатки», когда мы получаем обратную связь от сотрудников, корректируем документ. Потом он вступает в силу.
Документы вводим в обращение по-военному, под подпись «ознакомлен» и никак иначе.
А кадры кто?
Очень важно найти сотрудников, на которых можно опереться. Они есть всегда: ВП обычно не поражает людей с высокой профессиональной мотивацией. Таких не много, но нам достаточно нескольких союзников.
Важно установить, кто из менеджеров действительно профессионален, но по каким-то причинам не реализовался, а кто — воинствующий пофигист.
Для выяснения годятся тот же тайный покупатель, ваши наблюдения и... реакция на реформы. Умные люди и выскажутся умно, надо только их слушать. Пофигистов — увольнять! Взамен уволенных лучше искать людей не столько опытных, сколько готовых обучаться.
Убедить в полезности
Очень часто пораженные ВП сотрудники не видят смысла в каких-то действиях. «Это все не работает!» — будет их ответом на любые меры. Не ищите логики, здесь все иррационально.
Скорее всего, вам придется как-то описывать происходящее. Прекрасно, если у вас есть сотрудники, готовые создавать корпоративную газету, интернет-портал или делать рассылки. Важно, что в компании будут понимать ход перемен. Обязательно надо разъяснять смысл и механизм нововведений, иначе мы потеряем в эффективности: чем меньше понимают, тем хуже выполняют.
Премии и штрафы
Очень важно, чтобы ваши действия не сопровождались падением зарплат. Есть один принцип: мотивация должна быть предельно прозрачной и реально достижимой, прогнозируемой, очевидной.
Главное — продавец не должен быть «голодным». Если продавца загнать в угол, он начнет не продавать, а втюхивать. У такого никто не купит.
«Жить по-другому»
Заманчивый лозунг демагогов в коммерч-еских компаниях работает слабо. Ни-кто не хочет жить по-другому. Не удивляйтесь. Лучше объясняйте реальный маркетинговый смысл ваших действий. Не с потолка ведь вы их взяли — есть обос-нование, есть расчет, есть уверенность. Делитесь ею! Уверенность заражает!
если понравилась статья - поделитесь: