1424
0
Денисов Роман

Время подсчитывать камни

В прошлом году застройщики стали чаще комбинировать разные технологии и стройматериалы в рамках одного проекта. В целом же предпочтения заказчиков не сильно изменились.

Аналитики судят о структуре спроса по коттеджным поселкам, поскольку частная застройка с трудом поддается анализу. По данным консалтингового центра «Петербургской Недвижимости», основное предложение (по итогам года)  распределено между тремя технологиями: дома из древесины — 25%  от общего числа домовладений, панельно-каркасные технологии — 24%, коттеджи из бетонных блоков — 21%. «В последнее время увеличилась доля проектов, где девелоперы используют не одну, а сразу несколько технологий, чтобы повысить интерес к поселку, — констатирует  Юлия Нигуль из “Петербургской Недвижимости”. —  Например, в проекте “Верховский” предлагают построить дома из клееного бруса или по каркасно-панельной технологии. В проекте “Европа” — дома из газобетона, клееного бруса и на основе каркаса».

Каменщики в плюсе

Некоторые материалы имеют разные сферы применения, что вносит дополнительную сумятицу в подсчеты. Тот же пенистый бетон может использоваться лишь для дополнительного утепления конструкций. Или, например, стены могут быть сложены из газобетона и облицованы кирпичом. «По нашим оценкам, газобетон применяется в том или ином качестве при строительстве более чем половины всех малоэтажных зданий, — говорит Илона Крылова, начальник отдела маркетинга ООО “Аэрок СПб” (крупнейшего производителя газобетона в регионе). — По итогам прошлого года на долю малоэтажки пришлось 49% всех наших поставок, при этом 60% из них — на частный сектор».

Многие индивидуальные застройщики не торопились с покупкой стройматериалов, дожидаясь очередного падения цен.

В пик прошлогоднего сезона газобетон подешевел примерно на 6% по сравнению с 2009-м. Поняв, что дальнейшего снижения не предвидится, покупатели активизировались. «В целом наши ожидания от сезона оправдались, хотя в сегменте комплексной коттеджной застройки заметного увеличения не произошло», — резюмирует Илона Крылова.

Производители кирпича осторожно оценивают итоги сезона. «В 2010 году объем  поставок в малоэтажный сектор существенно не изменился, — отмечает Евгений Чернега, начальник управления маркетинга ОАО “Победа ЛСР”. — Керамический кирпич остается одним из основных материалов, применяемых в малоэтажном домостроении. При этом структура спроса постепенно меняется в пользу инновационных материалов, к которым относится, в частности, крупнофомартный поризованный кирпич. Его доля в общем объеме поставок нашей продукции для малоэтажного строительства составляет уже около 50%».

Дерево сбивают в каркас

На рынке деревянного домостроения спрос, по оценкам экспертов, вырос на 3–5%. «В Ленобласти строится около 3000 деревянных домов в год. Думаю, в ближайшее время рынок так и будет балансировать около этой цифры, — говорит Александр Черных, генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения (АДД). — Все основные игроки остаются в строю. Кто-то во время кризиса был вынужден временно законсервировать мощности, но на пике сезона вновь вернулся на рынок».

По оценкам АДД, до 55% домов, строящихся с применением деревянных конструкций, собираются по панельно-каркасным технологиям (включая частное и комплексное домостроение). «В целом по стране эта доля составляет около 30%, но в нашем городе, где сосредоточены крупные комбинаты по производству деревянных каркасов и сэндвич-панелей, они быстрее набирают популярность», — продолжает г-н Черных. К тому же производители пытаются освоить новые сегменты рынка. «Раньше панельно-каркасные технологии применялись в строительстве индивидуальных коттеджей, таун-хаузов и (гораздо реже) квартирных двухэтажных домов. В прошлом году появились сразу два проекта, в рамках которых строятся четырех-пятиэтажные дома, где в качестве ограждающих конструкций использованы многослойные панели на основе деревянного рамного каркаса, — рассказывает Юлия Нигуль. — Это жилые комплексы “Славянка” (компании “Балтрос”) и “Красные зори” (застройщик — “ЛеноблДомСтрой”).

При этом конструкции несущих стен и перекрытий выполнены из монолитного железобетона». Эта технология представлена также в проекте «Щербаковский».

Массивная древесина (бревно и брус), как и раньше, востребована в основном в строительстве домов для сезонного проживания. Причина — не только в ментальности покупателей, но и в стоимости коттеджей. «Деревянный дом, пригодный для постоянного проживания, по-хорошему должен быть выполнен из клееного бруса диаметром не менее 200 мм или оцилиндрованного бревна не менее 190–210 мм (в зависимости от производителя). Подобные проекты достаточно дороги, тогда как при строительстве сезонных объектов могут применяться материалы меньших диаметров», — отмечают аналитики «Петербургской Недвижимости».

Все большую популярность набирает клееный брус. Например, в компании «Стинком» говорят, что в своих коттеджных поселках (сезонного проживания) они строят из него большинство домов. Впрочем, для многих частников это пока слишком дорогое удовольствие. По словам Александра Черных, некоторые производители пытались вывести на рынок недорогие варианты коттеджей из клееного бруса, но выйти на отметку менее чем в 30 000–35 000 за квадратный метр «коробки» не удается.

За год немного подрос спрос на технологии монолитного домостроения — в основном в несъемной опалубке. Впрочем, девелоперы, которые занимаются комплексной застройкой, не слишком благосклонны к этим технологиям (судя по сводной таблице). Зато производители всевозможных систем несъемной опалубки (например, из пенопласта или щепоцементных блоков) заявляют, что в частном секторе эти технологии гораздо более популярны и претендуют не менее чем на 15% рынка. Такие оценки приводят, например, в компании «РОССТРО».

Некоторые фирмы пытаются выводить на рынок новые материалы для коттеджного строительства. «Стинком» продвигает так называемый деревянный кирпич (материал представляет собой профилированные бруски небольшого размера). «До сих пор мы применяли его исключительно при строительстве домов в собственных поселках, но этой весной планируем вывести продукт на открытый рынок, в том числе рассчитывая на интерес со стороны индивидуальных заказчиков, — рассказывает Светлана Невелева, советник руководителя ГК “Стинком”. —  При этом компания не собирается продавать деревянный кирпич как обычные комплекты стеновых материалов и намерена сохранить за собой как минимум функции по шеф-монтажу коттеджей».

Некоторые современные технологии пока не слишком востребованы на нашем рынке, хотя производители пытаются активно их продвигать. Это относится, например, к строительству сборных домов на основе металлических каркасов.

В прогнозах эксперты осторожны. Большинство считает, что в 2011-м сохранятся расклад сил и основные тенденции, наметившиеся в последние годы. Резкого прорыва в пользу какой-то одной или нескольких технологий не случится. Скорее, девелоперы станут чаще комбинировать различные системы в рамках одного проекта: например, газобетон, клееный брус и каркас дома. Важно, что рынок практически избавился от предубеждений в отношении панельно-каркасных систем, и это открывает новые возможности. Особенно — в строительстве малоэтажных многоквартирных комплексов.

Аналитики не рассчитывают на существенное увеличение продаж. Предложение по-прежнему значительно опережает спрос, сохранится высокая конкуренция среди поставщиков технологий и материалов.

Значит, покупатели могут рассчитывать на их гибкость, в том числе в вопросах ценообразования.

экспертный курултай

Андрей УМАНСКИЙ, директор департамента загородной недвижимости АН «Бекар»:

– Прошлый год не отметился внедрением новых технологий. В сегменте эконом-класса традиционно спросом пользуются щитовые и каркасные дома. В более дорогих ценовых категориях используется газобетон, так как он отличается хорошим балансом цены и качества. Также дома из газобетона неприхотливы и быстро строятся.

Высокий ценовой сегмент больше подвержен веяниям моды. Например, в бизнес-классе растущим спросом пользуются клееный брус и другие финские технологии. При этом в глазах многих потенциальных покупателей самым прочным и надежным материалом по-прежнему остается кирпич.

Юлия НИГУЛЬ, руководитель проекта консалтингового центра «Петербургской Недвижимости»:

– Спрос растет прежде всего на недорогие быстровозводимые технологии: панель-каркас, газобетон, клееный брус небольших диаметров, несъемную опалубку и т.д. Причем дома из бруса предпочитают строить для сезонного проживания, а из газобетона и на основе панельно-каркасных систем — для постоянного.

Что касается кирпичных домов, устойчивый спрос на них сохраняется в элитном сегменте. Для покупателей кирпичный дом ассоциируется с надежностью, качеством и презентабельностью.

Зося ЗАХАРОВА, руководитель отдела проектов и аналитических исследований АРИН:

– В период кризиса спрос снизился и сместился в сторону недорогих и быстровозводимых домов. Но по мере стабилизации рынка и увеличения платежеспособности заказчиков может возрасти интерес к деревянным домам и коттеджам из кирпича.

Сейчас кирпичные дома чаще всего строят в коттеджных поселках высокой ценовой категории (например, «Охтинское раздолье», «Михайловское», «Лукоморье»). Объем застройки в них невелик — до 50 домов. Спрос на подобные объекты ограничен. В среднем в поселках классов «элита» и «премиум» продается не более одного объекта в три месяца (в расчете на один поселок).

Деревянные дома пока наиболее востребованы в удаленных от Петербурга районах Ленобласти.

Роман Денисов

если понравилась статья - поделитесь:

февраль 2011