1405
0
Дмитрий Синочкин

«Туда» дороже, чем «обратно»

Договор на обслуживание населения Ленобласти пригородными электричками на 2011 год отправлен в тупик.

Формально он подписан 19 января обеими сторонами, то есть правительством ЛО и ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (ОАО «СЗППК»). 20 января приказом областного Комитета по тарифам и ценовой политике утвержден тариф на перевозки. Двухсторонний контракт имеет одну «загогулину» — протокол разногласий (не столько по тарифам, сколько в отношении того, кто будет покрывать издержки). Раз есть разногласия, значит, документ в силу не вступил.

С начала 2011 года пассажиры, передвигающиеся по области, платят по тарифам, установленным правительством ЛО (постановление №416 от 30.12.2009). При этом Северо-Западная пригородная пассажирская компания самовольно изменила порядок расчета стоимости проезда. В результате затраты на проезд «туда» и «обратно» по одному и тому же маршруту существенно различаются.

Комитет по транспорту и транспортной инфраструктуре (КТТП ЛО) не согласился с таким положением дел и обратился в прокуратуру с просьбой взять под контроль подписание договора на транспортное обслуживание населения 47-го региона.

24 января в пресс-центре ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция. Ее инициаторами и участниками стали две областные властные структуры: КТТП (и.о. председателя Николай Янченко) и Комитет по тарифам (председатель Павел Березовский).

Журналисты были несколько удивлены, что на мероприятии не было представителей Северо-Западной пригородной пассажирской компании.

Павел Березовский, открывший конференцию, сообщил вкратце о причинах разногласий с перевозчиком.

Во-первых, несовершенство действующего законодательства. Согласно постановлению правительства РФ №1322, от 4 августа 2010 года, субъект федерации должен участвовать в погашении убытков перевозчика, но механизм и доли участия законодательно не определены.

В свою очередь, правительство 47-го региона обеспечивает из своих средств льготный проезд для ветеранов труда, пенсионеров и некоторых других категорий граждан (затраты составляют 11% от стоимости проезда). В 2010-м из областного бюджета перевозчику было компенсировано более 112 млн рублей.

Во-вторых, депутаты ЛО считают недопустимым содержать компанию-перевозчика за счет собственной казны. СЗППК как дочерняя компания ОАО «РЖД» должна прежде всего пересмотреть свои отношения с учредителем. По итогам 2010 года собственные затраты перевозчика увеличились на 40%, и на те же 40% снизился пассажиропоток, что привело к подорожанию перевозок на 56,7%. В результате такого роста расходов и потребовалось повышение тарифа в 1,6 раза — до 2,36 руб./км.

В-третьих, по мнению чиновников, монопольная на Северо-Западе негосударственная компания пытается покрыть свои убытки за счет бюджетов регионов, вместо того чтобы оптимизировать и снижать затраты. Запрашиваемые ею субсидии составляют около 2,5 млрд рублей, которые она хотела бы получить из бюджетов города и области. Павел Березовский особо подчеркнул, что предлагаемый к утверждению тариф — 32 руб. за первые 14 км проезда (посадочный тариф) и 2,36 руб. за каждый последующий километр — получен в соответствии с заявкой компании-перевозчика.

По мнению Николая Янченко, вопрос о компенсациях можно рассматривать не только по результатам решений, которые принял регион. Надо учитывать и результаты деятельности перевозчика. Если, например, СЗППК плохо организовала свою работу, то это свидетельствует о неэффективности менеджмента, и никаких компенсаций не может быть.

Доводы одной стороны в отсутствие другой звучат вполне убедительно и здраво. Вот только на конечный результат они пока повлиять не могут.

Николай Шаров

к сведению

ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (СЗППК) образовано в 2008 году. Учредители и акционеры: ОАО «РЖД»(75% минус 1 акция) и Петербург (25% плюс 1 акция). СЗППК арендует у ОАО «РЖД» подвижной состав, различное оборудование, помещения и пользуется прочими услугами.

В 2010 году СЗППК первой в России ввела новую тарификацию (отказавшись от общепринятых зон тарификации). Суть новой оплаты проезда в пригородных электропоездах: первые 20 км — 30 руб. плюс 1,5 руб. за последующий километр. В результате этого новшества стоимость проезда «туда» и «оттуда» стала различаться. Убыток за первые три месяца работы в новых условиях составил около 500 000 руб. Представленные в Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области планируемые расходы на 2011 год существенно увеличились относительно 2010-го и, по мнению Комитета, не адекватны темпам роста цен, прогнозируемым Минэкономразвития.

если понравилась статья - поделитесь:

февраль 2011