1563
0
Дмитрий Синочкин

Бензиновый налог

Резкий рост цен на бензин и дизельное топливо — один из главных неприятных сюрпризов первых недель нового года.

По данным Росстата, за последние десять лет в рублях бензин подорожал втрое, проезд в общественном транспорте — в семь раз, тарифы на услуги ЖКХ поднялись примерно в 12 раз. Забота власти о спокойствии граждан видится во всем, в том числе и в энергетике. Теперь не нужно тратить время на сравнение, что выгоднее: газ, бензин или солярка. В скором будущем топить будет лучше всего углем или дровами, а ездить выгодней на велосипеде или на подводе.

Федеральный закон №307-ФЗ от 27.11.2010 вдвое понизил базовые ставки налога для отдельных видов транспортных средств, в частности для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. Власти субъектов РФ по-прежнему могут повышать или понижать ставку транспортного налога, но не более чем в десять раз. Однако в отношении легковых автомобилей «до 150» эта норма теперь не применяется. Закон вступил в силу с 1 января 2011 года.

Снижение налоговой ставки на среднюю городскую «легковушку» позволит купить дополнительно до 100 литров топлива (2600–2700 рублей в нынешних ценах). А переплата из-за повышения цен, если сравнивать с декабрем 2010-го, составит за год 10 500–14 000 рублей.

Минфин и Минтранс планируют ежегодно с 2011-го до 2013-го увеличивать ставку акциза на 1 рубль с литра топлива. Повышение акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла и авиамоторный бензин даст дополнительно бюджету в 2011 году более 80 млрд рублей,
в 2012-м — 105 млрд рублей, в 2013-м — свыше 105 млрд рублей. Эти деньги якобы будут пополнять «Дорожный фонд» страны, который, в свою очередь, должен будет финансировать строительство и ремонт российских дорог. Получается, по факту, что владельцы авто стали
в одночасье инвесторами этого фонда без каких-либо прав контролировать фактическое использование денег.

Расценки городских заправок на дизтопливо колеблются от 25,6 до 27,6 руб./л. По сравнению со старой ценой (18,9–19,5 руб./л) увеличение составляет 26–29%. Данные Росстата, согласно которым цена на дизельное топливо с ноября 2010-го по январь 2011-го в некоторых регионах поднялась более чем на 20%, это подтверждают. Темпы подорожания топлива в некоторых регионах просто шокировали, иногда превышая 6% в неделю. Такими «достижениями» могли похвастаться Рязанская, Саратовская, Пензенская и многие другие области. Удивил всех Ханты-Мансийск, где цена на дизтопливо превысила даже цену на бензин марки АИ-95.

Говорить о дефиците топлива неуместно: очередей на заправках нет. Иногда объяснения сырьевиков сводятся к тому, что, например, отсутствие киришского топлива добавляет цену на «дизель», поставленный из других регионов. «Лукойл Северо-Запад» уверяет, что вынужден возить зимнее топливо из Перми и Ухты, отсюда и рост транспортных расходов. Основной поставщик этого вида нефтепродукта — завод «КИНЭФ» — прекратил отгрузку топлива потребителям. Официально о причинах не сообщалось; директор по закупкам ООО «Несте Санкт-Петербург» Павел Мазурин предполагает, что подорожание обусловлено увеличением объема экспортных сделок. Доля экспорта обычно составляла около 50% от общего производства, и если локальный дефицит (к примеру, на Северо-Западе) вполне возможен, то он никак не объясняет одновременное подорожание и в Самаре, и в Саратове. Другое объяснение: рост цен, по мнению некоторых экспертов, связан с подорожанием продукта на мировом рынке, холодной погодой и высоким спросом в Европе.

Связать напрямую рост цен на бензин и «дизель» с увеличением мировых цен на нефть тоже не удается. Цены на бензины растут постоянно и независимо от биржевых котировок цен на нефть.

Трудно отделаться от мысли о сговоре нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний, причем не только между собой, но и с государством. Потому что в советы директоров многих нефтяных компаний входят государственные чиновники. И они прекрасно знают, что стоимость бензина — один из основных факторов, определяющих стоимость жизни в стране. Весь бизнес, связанный с перевозками, закладывает в цену товара расходы на топливо. Соответственно, если растет цена бензина, растет и цена товаров, продуктов питания и всего остального. То есть за бензин платят все, включая тех, у кого собственного автомобиля отродясь не было.

Впереди маячат еще три причины, которые нельзя оставить без внимания. Это вступление в ВТО, Олимпиада 2014 года и чемпионат мира по футболу в 2018-м. На все нужны деньги, и немалые, прежде всего на дорожную инфраструктуру.

Прогнозировать, насколько подорожают солярка и бензин в ближайшие месяцы, специалисты пока не решаются. По данным JPMorgan Chase & Co, психологический рубеж в 100 долларов за баррель черное золото преодолеет в первом полугодии 2011-го.

Николай Шаров

если понравилась статья - поделитесь:

февраль 2011