754
0
Дмитрий Синочкин

Стенка на стенку

Кризис вносит коррективы в структуру спроса на технологии малоэтажного домостроения. Панельно-каркасные технологии в прошлом году применяли в каждом четвертом коттеджном поселке из тех, где открылись продажи. Но пока у застройщиков более востребованы газобетон и массивная древесина.

Дерево в бетоне

В прошлом году открылись продажи более чем в 20 коттеджных поселках, где строится свыше 1000 домов (по данным консалтингового центра «Петербургской Недвижимости»). По этой базе многие аналитики и предлагают оценивать изменение спроса на стройматериалы (поскольку частный сектор плохо поддается анализу). «В 2009-м на рынок вышли весьма крупные проекты: “Ропшинские пруды” (104 дома), “Петровское барокко” (177 домов), “Петергоф-Сити” (1-я очередь — 74 дома). Если сравнивать количество коттеджей, возводимых по разным технологиям, то наиболее популярен газобетон. Но если сравнивать число поселков, то лидерство газобетона по сравнению с каркасными домами не столь очевидно», — говорит Ольга Трошева, заместитель директора консалтингового центра «Петербургской Недвижимости».

По итогам 2008 года доля газобетона оценивалась в 22%, в 2009-м она составила уже 29% (по количеству поселков). В компании «Аэрок СПб» (крупнейшем в регионе производителе газобетона) отмечают, что если в 2008 году на малоэтажку у них приходилось 17% от общего объема продаж, то в 2009-м — 22%. «На долю комплексной коттеджной застройки приходится 18,6% всех поставок в малоэтажный сектор. В прошлом году мы провели мониторинг 78 коттеджных поселков. Газобетон применяется на 44 объектах, правда, десять из них заморожены на стадии нулевого цикла», — рассказывает Илона Крылова, начальник отдела маркетинга ООО «Аэрок СПб».

По данным «Петербургской Недвижимости», на второй строчке по популярности — массивная древесина. Бревно и брус используются при застройке 38% новых поселков. Но если судить по общему количеству  коттеджей, их доля составляет только 28% (то есть в массовой застройке древесину используют реже, чем бетонные блоки или сэндвич-панели). По сравнению с позапрошлым годом этот показатель практически не изменился.

Почти все аналитики рынка говорят о растущей популярности панельно-каркасных коттеджей. Но если сравнивать их долю в коттеджных поселках, вышедших на рынок в 2008-м и 2009-м, то за последний год она даже снизилась на несколько процентов.

Скромные показатели демонстрируют технологии строительства монолитных домов (как правило, в несъемной опалубке). В прошлом году их использовали только в 5% от общего числа проектов. Крупнейший производитель плит опалубки в нашем регионе — ФПГ «РОССТРО» — заявляет о высокой популярности технологии в частном секторе. «Доля системы VELOX на рынке малоэтажного домостроения Ленобласти составляла примерно 12%», — говорит Александр Макаров, президент ФПГ «РОССТРО».

Забег без победителей

Некоторые эксперты отмечают, что увеличение доли рынка — весьма относительный успех, ведь с оттоком клиентов столкнулись почти все производители. «Доля деревянных домов в прошлом году подросла, но при этом никто не испытывает особого оптимизма, ведь по сравнению с 2008-м загрузка многих предприятий снизилась на 50%», — отметил на съезде Ассоциации деревянного домостроения Александр Водовозов, генеральный директор ООО «ТКДом Гатчина».

«Больше всего спрос упал в среднем ценовом сегменте. В прошлом году мы наблюдали сильный отток заказов на дома из клееного бруса. Элитный сектор не так болезненно отреагировал на кризис. Здесь покупатель по-прежнему выбирает кирпичный дом, построенный из крупноформатной поризованной керамики.

Такие коттеджи строятся до полутора лет, то есть сейчас вполне могут досдаваться проекты, начатые еще в 2007-м», — рассуждает Алексей Соколов, руководитель отдела маркетинга и продаж строительной компании «Мера».

Во время кризиса многие застройщики постарались удешевить строительство. «Одной из тенденций рынка стала замена газобетона на пенобетон, который на 30–50% дешевле. Выбирая брус, многие строители предпочли более демократичные его варианты (в том числе стали выходить на региональных производителей). Сейчас практически не встретить новых проектов из кирпича», — отмечает директор департамента загородной недвижимости агентства «Бекар» Андрей Уманский.
«В основном замещение строительных материалов на более дешевые происходит в эконом-классе, тогда как “бизнес” и “элита” консервативны в своих предпочтениях», — добавляют аналитики АРИН.
Экономить можно не только на изменении конструктивного типа дома. Самый распространенный способ — уменьшение толщины стен, площади дома и замена комплектующих. «Как правило, удешевление происходит за счет облицовочных материалов, ведь многие застройщики решают экономить на финальном этапе, когда поздно менять, скажем, бетонные перекрытия на деревянные. В то же время экономия на облицовке позволяет сократить до 20% от стоимости дома. В прошлом году строительные компании вовсю этим пользовались. Если до кризиса планировалось отделать дом из пенобетона импортным кирпичом, то в последний момент его заменяют на штукатурку. В 2009-м использование недорогих отделочных материалов в оформлении фасадов (блок-хаус и штукатурные смеси) увеличилось примерно на 30%», — резюмирует Андрей Уманский.

Есть немало примеров антикризисной находчивости. Так, «HAUS-KONZEPT Содружество» дополнила каталог проектов бюджетным вариантом каркасного дома с уменьшенной толщиной стен, простой архитектурой и экономичными «комплектующими» (деревянные окна заменили на пластиковые, цементно-песчаную черепицу на металлическую и т.д.). Не отставая от конкурента, ДСК «Славянский» вывел на рынок жилье стоимостью 1,5 млн рублей (площадь типового двухэтажного панельно-каркасного дома составляет 80,8 кв.м).

Впрочем, некоторые строители отмечают, что эти меры не всегда дают ожидаемый результат. «Мы предложили заказчику более дешевые варианты домов из клееного бруса, уменьшив толщину стен и применив не самые дорогие отделочные материалы. По некоторым проектам удалось снизить цену с 6 млн рублей за коттедж до 4 млн. Но, как оказалось, заказчики не желают особенно экономить на собственном комфорте. Им проще отложить покупку на какой-то срок. В элитном секторе клиенты тем более не идут на удешевление проектов. Каждый такой дом индивидуален, он представляет собой результат кропотливого труда архитекторов, дизайнеров, строителей. Если упростить проект или использовать дешевые материалы, можно на корню загубить саму идею комфортного дорого жилья», — отмечает Алексей Соколов.

Роман Денисов

comments powered by HyperComments

февраль 2010