1334
0
Дмитрий Синочкин

Полигоны под елочкой

Меняется порядок распоряжения военным имуществом. Полномочия по управлению и распоряжению полигонами, военными городками и прочим добром передаются непосредственно Министерству обороны.

Перед Новым годом премьер-министр Владимир Путин подписал постановление № 1054 «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества ВС РФ»; на сайте правительства документ появился в середине января. Раньше реализация ненужной недвижимости шла через федеральные структуры — РФФИ или Росимущество. Теперь Минобороны будет самостоятельно продавать недвижимость, контролировать использование объектов, изымать то, что используется неэффективно, передавать в муниципальную собственность или сдавать в аренду, проводить аудит и оценку для продажи.

Министр обороны Анатолий Сердюков одержал верх над главой Росимущества Юрием Петровым. (Г-н Петров неоднократно выступал с критикой позиции военных, указывая: инстанция, которая распоряжается имуществом, не должна выступать в роли продавца — это неизменно ведет к злоупотреблениям.)

В апреле 2008-го, когда правительство изыскивало земельные резервы для новостроек, был наложен мораторий на любые сделки с федеральными участками — кроме земель Минобороны. До середины 2008-го полномочия по продаже военной недвижимости возлагались на Российский фонд федерального имущества (РФФИ). Реализация ненужного добра пошла активнее, когда уполномоченным агентом РФФИ стало Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей МО РФ. Теперь ЦУМР становится единственным распорядителем и продавцом. Возглавляет Управление полковник Александр Сосновский. (Кстати: с 1941 года этой структурой командовали военные в чине не ниже генерал-майора.) В деловых СМИ указывают, что заметную роль в проведении имущественной военной реформы играет скромный советник министра обороны Лев Винник. (С 2004-го по 2007-й он возглавлял петербургское Управление инвестиций, а еще ранее — трудился в структурах Группы ЛСР.)

В Ленинградской области земли Минобороны занимают почти 296 тысяч га. При этом на территории региона находятся около 50 заброшенных военных городков и площадок. До недавнего времени проблема передачи их в собственность Ленобласти была практически неразрешимой: процесс подготовки документов и получения согласований занимал несколько лет. В 2007 году Счетная палата РФ проверяла эффективность использования земель Минобороны в Ленобласти; о результатах проверки (по крайней мере, в открытых источниках) не сообщалось.

В конце 2007-го распоряжением губернатора Валерия Сердюкова была создана оперативная группа «по решению спорных вопросов», возникающих при передаче военных городков муниципалитетам. В 2008-м процесс пошел: около 80 домов были переданы на баланс муниципальных властей. Пока без видимых результатов тянутся переговоры по Ржевскому полигону. Он занимает около 76 000 га; на части территории давно расположены населенные пункты — Пугарево, Киселево, часть Токсово и Кузьмолово; в «лихие 90-е» (с подачи самих военных) здесь появились 25 садоводств и даже шесть фермерских хозяйств.

Областные власти претендуют на 16 000 га и готовы взять на себя хлопоты по легитимизации этого имущества: проведение границ, кадастровую съемку и пр. Военные, понятное дело, торгуются. Сокращение числа заинтересованных участников может сдвинуть процесс с «мертвой точки».

По просьбе «Пригорода» ситуацию прокомментировал вице-губернатор Александр Дрозденко: «Для нас это решение, по-видимому, упрощает задачу: до сих пор приходилось все подготовленные документы согласовывать через Росимущество. Хотя насколько удастся улучшить ситуацию — неясно: военное ведомство не всегда занимает конструктивную позицию. При передаче городков стараются передать муниципалитетам только жилые дома; объекты “двойного назначения” (те, которые можно продать, — например, котельную, офицерскую столовую) оставляют себе. Но ведь невозможно обслуживать жилой фонд без котельной, неправильно передавать ОМСУ только то имущество, которое требует расходов!

Аналогично — с полигоном. Военные хотели бы передать области уже фактически застроенные территории. А дальше — будут потихоньку застраивать остальные неиспользуемые земли и снова передавать нам? Здесь есть противоречие. Тем не менее программа передачи военного имущества выполняется, находим компромиссные решения». По мнению Александра Дрозденко, тормозом реформы может стать излишняя централизация: нужны подразделения ЦУМР с соответствующими полномочиями хотя бы на уровне федеральных округов, ведь нелепо все решать через Москву…

 Генеральный директор «ПулЭкспрессГрупп» Андрей Бочков отмечает, что девелоперы избегают работать с военными напрямую: возможны непредвиденные юридические казусы. Хотя привлекательные участки у них, конечно, есть. Оптимальный вариант, по мнению Андрея Бочкова, работать с Минобороны при содействии правительства ЛО или муниципалитетов. В Петербурге на землях, выведенных из юрисдикции военных, реализуются весьма значимые девелоперские проекты: «Парадный квартал», «Новая Голландия», «Набережная Европы», МФК «Театральный»…

На городской территории располагаются около 300 военных городков, занимающих 4000 га. Участники рынка также сетуют на сложность и длительность согласовательных процедур.

Дмитрий Синочкин
 

если понравилась статья - поделитесь:

февраль 2009