1393
0
Терентьева Анна

Мода на скромность

Аналитики прогнозируют существенное изменение структуры предложения на загородном рынке: в продаже увеличится доля инженерно подготовленных участков, а поселений с помпезными концепциями и богатым набором инфраструктуры почти не останется.

В консалтинговые компании обращается все больше девелоперов за консультациями: застройщики пытаются понять, что будет пользоваться спросом в новых условиях. «Таких обращений в компанию стало вдвое больше. А в частных разговорах на подобные вопросы приходится отвечать постоянно», — рассказывает Ольга Трошева, руководитель загородного отдела консалтингового центра «Петербургской Недвижимости». Схожие оценки высказывают и другие эксперты. «Сейчас мы больше занимаемся выведением сторонних девелоперских проектов из непростых ситуаций — корректируем их параметры под запросы покупателей», — говорит Алексей Рогов, генеральный директор компании Village Consulting.

По словам аналитиков, на загородном рынке существенно увеличивается доля участков без подряда. «Большинство компаний, которые открыли продажи в прошлом году, рассчитывали возводить на них дома на кредитные деньги. Поскольку заем теперь не получить, они вынуждены продавать только инженерно подготовленные наделы», — отмечает Полина Яковлева, руководитель отдела элитной жилой недвижимости «Knight Frank Санкт-Петербург».

По мнению специалистов по консалтингу, наиболее разумный подход при строительстве поселка сегодня — скромность во всем. Многие застройщики вынуждены отказываться от строительства социальной инфраструктуры. Компания «Союз-Капитал» в поселке «Суходольское», возможно, не будет строить вертолетную площадку, «НеваИнвестПроект» в «Кивеннапе» — церковь и другие «необязательные» объекты инфраструктуры, в «Коккорево» (от «Фаэтон Девелопмент Груп») отказались от эллингов, причалов, благоустроенного пляжа и т.д.

«Большинство девелоперов пересматривают концепции поселений, стараются или вовсе избавиться от “лишней” инфраструктуры, или хотя бы уменьшить площади, которые она занимает. Мы у себя этот вопрос также обсуждали, но окончательное решение еще не принято», — рассказывает Роман Лескин, руководитель отдела маркетинга и развития компании «НеваИнвестПроект».

«Отказавшись от строительства социальных и развлекательных объектов в поселке, компания уменьшит затраты будущих владельцев на содержание коттеджа, что тоже важно в сегодняшних условиях», — комментирует Ольга Трошева.

По прогнозам аналитиков, в наступившем году существенно сократится выход на рынок новых проектов: в агентства недвижимости и консалтинговые компании стали обращаться крупные девелоперские фирмы, желающие продать текущие проекты или пятна под застройку. «Большинство компаний за предыдущие пару лет успели купить сотни гектаров, а на снижающемся рынке держать запасы невыгодно. Мы полагаем, что активные продажи пятен под застройку начнутся ближе к весне. Резкого падения цен пока не наблюдается, однако к середине года возможны ценовые корректировки», — делится наблюдениями Зося Захарова, руководитель отдела проектов и аналитических исследований ООО «АРИН».

Анна Терентьева

если понравилась статья - поделитесь:

февраль 2009