1150
0
Синочкин Дмитрий Юрьевич

Точку встречи изменить нельзя. Особенности, хитрости и ошибки дресс-кода

Фраза «встречают по одежке» уже набила всем оскомину, но, увы, она верна. Конечно, провожают по уму, однако будет ли у менеджера шанс поразить клиента своими интеллектуальными способностями – это вопрос.

Как говорил Ремарк, «незачем делать из себя титана духа, если того же самого можно добиться с помощью новых брюк».

Конечно, рынок загородной недвижимости – это не банковская сфера и не автосалон, и вроде бы при чем здесь дресс-код? Но не будем торопиться с выводами. Проанализируем ситуацию.

 

«Оно вам надо?» (характерный персонаж из Одессы)

Зачем вообще нужен дресс-код? В большинстве случаев его введение порождает уйму сложностей и даже конфликтов: у всех свой взгляд на красоту и удобство. Причем чаще всего бунтуют именно квалифицированные работники, знающие себе цену и требующие внимания к себе как к личности.  

Есть еще проблемы – организационная и финансовая. Ведь все это надо изготавливать или, как минимум, контролировать.

Зачем идти на лишние усилия, траты, несомненные проблемы в коллективе и в чем может быть выгода для компании?

Дресс-код обычно выполняет три функции: помогает поддерживать корпоративный стандарт обслуживания, упрощает работу «в поле» с ее жарой, лужами и морозами, повышает запоминаемость компании, помогает выделить менеджеров среди других сотрудников и посетителей офиса.

Если в ваши цели входят хотя бы три пункта, есть смысл задуматься о дресс-коде.

Если в этом нет необходимости, то не стоит тратить время.

Это польза для компании. Для сотрудников могут быть свои выгоды: если элементы дресс-кода выдают, то отпадает необходимость их покупать. Это неплохо.

 

Кейс. Здесь обычно вспоминают о производственных компаниях, где все рабочие одеты в форменные куртки или футболки в зависимости от сезона. Как правило, в производственных отделах есть инструкция по работе с формой, есть график ее чистки и замены, сетка размеров и проч. Такая одежда сама по себе служит рекламой и в то же время дисциплинирует сотрудников. Согласитесь, трудно не запомнить название фирмы, если вы ежедневно проходите мимо. А любые названия так или иначе «западают в голову», особенно когда транслируются ненавязчиво и между делом.
Так почему отдел продаж должен быть исключением?

 

Обычно различают два варианта дресс-кода: идущий «от человека» и идущий «от концепции».
Первый – это стандартный офисный вариант без какой-либо специальной авторизации, а второй – это специально заказанная одежда и фирменные аксессуары.

Впрочем, при любой работе с дресс-кодом надо учесть несколько основных моментов: принятая форма должна быть удобной, она должна иметь вариации, а принадлежность к компании должна хорошо читаться.

 

«Ищу человека!» (Диоген)

Первый вариант обычно предусматривает стандартное офисное уныние: белый верх, черный низ, юбка до колена, неброский ошейник на белой рубашке… Простите, галстук.

Основная цель именно такого дресс-кода – дисциплинировать сотрудников, чтобы они не шокировали клиентов экстравагантным видом. Но не всем идут пиджаки, галстуки и кружевные блузки, не всем в них комфортно, не всем подходит именно такой стиль. А зачем вам некрасивый, нервный и нелепо выглядящий сотрудник?

Идеальное применение такого дресс-кода – установить параметры приличного внешнего вида, но при этом дать каждому возможность самостоятельно выбирать стиль по удобству и сочетаемости с внешностью. Это лучше всего.

«Строгий офисный костюм» давно уже не признак положения человека и солидности организации, и за последние годы ценность пиджаков и галстуков много раз пересматривалась. Поэтому не стоит цепляться за устаревшие представления. Лучше дать сотрудникам раскрыть себя и работать в комфортных условиях.

 

Кейс. В одной строительной компании работала юная девушка. Она обладала редким качеством: умела весьма пикантно выглядеть и при этом не переходить грань вкуса. Ее отправляли на переговоры с контрагентами-мужчинами, и она почти всегда добивалась своего. Внешний вид не был главным фактором (менеджер была вполне профессиональна), но он ей очень помогал.
Сотрудники туристической компании, специализировавшейся на экстремальном и спортивном туризме, не носили галстуков и рубашек. Дресс-код предписывал им вольный
casual-стиль: футболки, толстовки, мягкие флисовые жилеты. Это было вполне уместно и в то же время стильно.

В одной компании у сотрудников был строгий дресс-код: пиджаки-галстуки, непременно светлые тона, белые рубашки. Все бы ничего, но они работали в магазине автозапчастей. Можете представить, как выглядела вся эта красота к концу рабочего дня, после прогулок между промасленными деталями и выдачи их клиентам… И можете представить реакцию самих работников. 
Та же история была в одном из агентств недвижимости, когда сотрудники, работающие на объекте, были вынуждены носить строгие костюмы и рубашки. В любую дождливую погоду их одежда после прогулок с клиентами забрызгивалась грязью, а с ноября по май работники массово простужались из-за того, что были одеты не по погоде. И в чем был смысл?

 

«У меня наград не счесть» (генерал из сказки Филатова)

Рассмотрим второй вариант – работу с дресс-кодом «от концепции». Это тот самый случай, когда сотрудникам предлагают брендированную одежду и аксессуары, когда менеджера делают «рекламоносителем».

В этом нет ничего плохого, если соблюсти элементарное чувство меры и обеспечить удобство для работников.

 

Кейс. Одна весьма крупная сеть гипермаркетов использует дресс-код для всех сотрудников без исключения. Им предоставляют разные варианты одежды в различных стилях - вроде бы всем удобно. Но сотрудникам отдела маркетинга иногда приходится выходить в торговый зал, а инструкция запрещает это делать в фирменной одежде с логотипом. Поэтому маркетологи обязаны переодеваться.
Так вот, иногда это приходится делать неоднократно. Однажды девушка  переодевалась 13 раз (!) в течение одного рабочего дня. Можете себе представить, сколько времени ушло на одно только переодевание и наведение красоты? И какими будут цифры, если пересчитать потраченное время с учетом зарплаты маркетолога?

 

Обычно самыми распространенными оказываются простые элементы, которые можно носить с любой одеждой: платки, галстуки, бейджи, рубашки и поло с логотипом. Для летних работ в поле – бейсболки. Реже – жилетки, теплые куртки или ветровки; еще реже – зонтики.

Платки и галстуки обычно имеют фирменные цвета, но это не самая удачная мысль: они не всегда будут сочетаться с остальной одеждой. Не стоит ожидать от всех сотрудников безупречного вкуса.

Поэтому лучше делать их в мягких цветах, сочетающихся с любыми другими, а логотип нанести на галстучную заколку или платочное кольцо.

Бейджи могут быть не только простыми магазинными, но и креативными: резными, объемными, фотографическими, стальными гравированными…  Это несложно сделать, и вариантов много. Главное, чтобы они хорошо читались, интересно выглядели и запоминались. И еще момент: надо, чтобы они не портили одежду. Предусмотрите безопасный крепеж – сотрудники будут вам благодарны.

 

Кейс. В сети центров раннего развития все воспитатели носили бейджи. При общении с родителями их вешали на нагрудный карман, а на занятиях – на пояс, чтобы их могли видеть дети. Бейджи делали специальной формы, со скругленными углами, чтобы не поцарапать ребенка, и на специальных зажимах, чтобы можно было легко перевешивать их, не портя одежду. Надо сказать, что это была четвертая версия тестовых бейджей – первые три не подошли по разным причинам. Такая тщательная разработка изделия полностью соответствовала концепции центров.

 

Рубашки с логотипом лучше делать не слишком строгими, пригодными для ношения и с костюмом, и с джинсами. Надо предусмотреть размещение логотипа: он должен быть читаемым и в то же время не слишком большим, иначе он разрушит стиль и превратит красивое изделие в огромный безвкусный рекламоноситель.

То же касается жилеток. При их разработке рекомендуется учесть и размеры, и общее удобство. Лучше делать несколько тестовых вариантов и проверять их на сотрудниках-добровольцах. Пусть походят, несколько раз сменят одежду, пообщаются с клиентами, выедут в поле…

Многое зависит от характера их работ и носимого оборудования.

 

Кейс. В компании, занимающейся ландшафтным дизайном, разрабатывали специальную форму для ландшафтных архитекторов, которым часто приходится работать на выезде.

Сначала составили полный список необходимого оборудования – он дошел до 17 предметов, от авторучки до фотоаппарата и от лазерной рулетки до планшета. Потом разработали несколько вариантов жилеток и… отказались от них, потому что они не подходили для работы в холодное время года.
В результате сделали сумки-планшеты. Ну что ж, бывает и такое.

 

Лучше, чтобы комплект верхней одежды охватывал все сезоны. Как правило, делают ветровки, флисовые куртки, зимние пуховики. Обычно они предназначаются для выездов, поэтому лучше делать их яркими, заметными и на расстоянии, и в пасмурную погоду.

Это очень хорошо удается компании «Ай-да-дом»: их менеджеры «в поле» активно используют ярко-красные фирменные жилетки и куртки, и сотрудника видно на любом расстоянии.

И лучше не забывать про обувь, особенно если продажи идут в новом поселке, где пока нет дорог и прочей инфраструктуры.

Кстати, надо помнить не только о сотрудниках, но и о клиентах: им ведь тоже ходить по тем же местам. Конечно, вряд ли стоит выдавать им резиновые сапоги, но предложить большой двойной зонт вполне можно, ведь клиенты нередко приезжают семейной парой.

Иногда используются более экзотичные варианты, например, высокие дизайнерские шапки или даже промо-форма. Но это рискованный шаг, здесь очень многое зависит от совпадений вкусов модельера и клиента. А это дело непредсказуемое.

 

Кейс. В одной московской компании клиентов возили по поселку на квадроцикле, а зимой – на снегоходе. Отчасти это было оправдано. Три очереди на сто домов каждая, огромная общая территория, извилистые узкие дороги, сложный рельеф – все это затрудняло поездки на автомобиле, особенно зимой.

Итак, идея была хорошей.

Но в результате от нее отказались: выяснилось, что при таком варианте езды трудно разговаривать, экскурсия фактически срывается. К тому же некоторым покупателям, особенно людям в возрасте, поездка на квадроцикле и снегоходе не доставляла удовольствия. Интересная идея разбилась о суровую правду жизни.

 

«И какой из этого следует вывод?» (Иосиф Александрович, он же ослик Иа-Иа)

В маркетинге ничего не существует само по себе. И дресс-код должен включаться в общую стратегию, тактику и технику удержания клиента. 

И еще одно. Для любого клиента главный человек в компании – менеджер по продажам. Именно его он запоминает, именно с ним будет ассоциировать все свои впечатления. Поэтому менеджер должен не только прилично выглядеть, но и комфортно себя чувствовать. И запоминаться. Ему надо дать возможность побыть и рекламой с логотипом на спине, и джентльменом, предлагающим клиенту зонт.

Это окупится. Это стократ окупится. 

comments powered by HyperComments

январь 2015

Дома и люди