2980
0
Дмитрий Синочкин

Президент холдинга Parabola Group Александр Русаков: «Любой, кто попробовал пожить за городом, никогда уже не будет упертым горожанином»

Группа Parabola не то чтобы неожиданно появилась на рынке (уже десять лет работает, как-никак), но в публичном пространстве открыто обозначила себя впервые этой осенью. О компании стали писать, фотографии домов «Лукоморья» все чаще появляются в life-style-журналах. В разгар кризиса фирма предложила новый взгляд на загородное жилье, представив на рынке арт-поселки. История с «Аршавинкой» вообще наделала шуму не меньше, чем в свое время водка «Путинка».

– Как возникла идея и концепция арт-поселков?

– В условиях кризиса пришлось придумывать новые шаги, которые могли бы привлечь внимание. Кризис, как всегда, настал неожиданно. А идея зрела давно, мы долго к ней шли. Когда мы задумывали «Лукоморье», изначально была мысль создать такой уголок, в котором будет комфортно жить. Я сам там живу, и для меня это было очень важно, да и другие жители подобрались такие же, им хотелось не просто внешнего антуража, а больше внутреннего комфорта.

– Как родилось название «Лукоморье»?

– Там дубовая роща. Хотелось какой-то сказочности…

– Каким образом весьма сильные визуальные решения связаны с внутренним комфортом?

– Визуальные решения помогают абстрагироваться. Почувствовать себя в особом мире. Для многих сказка с детства максимально уютна. Почему бы не жить в ней? В какой-то мере это «фишка». Люди разные, и каждый представляет себе жилье не только как стены и крышу… Это инфраструктура, соседи, дети, которые растут и общаются между собой, в конце концов, это и твое общение.

– «Лукоморье» — полностью завершенный проект?

– Осталось закончить два дома из 102, и один из них ключевой для нас — он
с ратушей, мы будем презентовать его как лучший проект. Он не такой большой, 300 кв.м, но очень интересный. Мы долго не решались ставить в середине ратушу, но потом уговорили заказчика, и он согласился.

Инженерия завершена, центральный газ проведен, все работы закончены. Половина поселка уже жилая.

– Сколько минут от города?

– Если нет пробок — 10–12, от моста Александра Невского — 20 минут. Многие вначале рассматривали дом в «Лукоморье» как загородное жилье, дачи, но потом все переехали на постоянное жительство.

– На общем кризисном фоне проект «Лукоморье» выглядит одним из немногих успешных. В чем причина?

– Удачное место, хороший генплан, инте­ресный рельеф. Есть поселки, более правильные геометрически, но это скучно, а в «Лукоморье» удалось сделать сложные въезды, петляющие между домами дороги. Нам было тяжело в процессе строительства, хотелось упростить, но все же шли, как задумали, и в итоге получилось интересно. Парк на 13 гектарах в центральной части стал неотъемлемой частью поселка, он тоже вносит свою изюминку. В «Лукоморье» интересные проекты домов, у нас свое архитектурное бюро. Если проектировщики — профессионалы, то и согласование с районом проходит очень легко.

– Сколько у вас проектов сейчас в работе?

– «Изумрудный город» — в стадии строительства, «Лукоморье» мы завершаем, «Лопухинка» спроектирована, сейчас идет нейминг и разработка концепции.

Наш следующий проект вообще будет реализован в лесу, от всех подальше.

У него интересное название — «Аршавинка».  Это комплекс имений в заповеднике, в 100 км от города, на берегу прекрасного озера. Формат «дальней дачи» усадебного типа: большие участки, конюшня, псарня.

И даже вертолетная площадка.

Тема арт-поселков, нота душевности будет во всех проектах компании. Мы сделаем эту «фишку» нашей визитной карточкой. 

– Заиграться не боитесь?

– Думаю, что это неисчерпаемая тема.

– Тема — да, но аудитория может оказаться ограниченной...

– Что в «Лукоморье» — арт?  В парке есть тематическая детская площадка
с интерактивными фигурами, например 33 богатыря разного роста, полые внутри… Русалочий хвост будет частью скамейки. Мы строим арт-клуб, где станут собираться жители, проходить поэтические вечера, выставки, там будет детский театр.

Бывает и так, что в загородных комплексах соседи не общаются между собой, а в «Лукоморье» жители ходят друг к другу в гости, проводят теннисные и бильярдные турниры…

– Кто управляет поселком?

– Наша управляющая компания.

– А если жители решат, что другая компания лучше, или сами захотят управлять?

– Мы лояльно к этому относимся, готовы в дальнейшем передать управление. Общие площади и сети у нас, мы передаем их на баланс УК, а газовые сети — Межрайгазу, дороги — областные.

– Кто будет собирать коммунальные платежи?

– Придется нам или любой другой управляющей компании. Это всегда больная тема, даже в объеме одного-двух поселков.

– Возникают ли расхождения, разногласия, спорные моменты по управлению?

– Конечно.

– Как решаете? Большинством голосов?

– Как выяснилось, демократия — не лучший способ управления.

– Какая же форма у вас? Конституционная монархия?

– Сейчас примерно так. Мы создали некую модель, и люди ее приняли. Разногласия возможны, но последнее слово за управляющей компанией.

– Откуда взялась компания Parabola, из чего она выросла?

– Мы начинали со строительства домов и небольших поселков на 10–15 домовладений. Пришли на рынок 10 лет назад как подрядчики. Я окончил институт, работал в стройотрядах. Потом появились заказы, я собрал бригаду, стал руководителем. Затем пришли внешние инвесторы.
Самыми урожайными были 2006-й и 2007 годы, когда мы вышли на хорошую рентабельность…
 
– Спрос сократился по психологическим или материальным причинам?

– Главное — неопределенность. У многих деньги как были, так и остались, но тратить их люди боятся. Сейчас на рынке появился не столько спрос, сколько интерес. Перерастет ли он в реальные сделки — посмотрим. Чтобы интерес обернулся спросом, нужна стабилизация.

Многие из тех, кто сейчас начинает вести переговоры о покупке, думаю, для себя определили, что либо дно уже пройдено, либо мы находимся в нижней точке.

– Чем обусловлена тяга человека к загородной жизни?

– Я убежден, что любой, кто хоть раз попробовал пожить за городом, никогда уже не будет упертым горожанином. У многих еще осталось понимание загородного дома как источника каких-то лишних хлопот; на самом деле сейчас дом приносит меньше проблем, чем квартира. Дом создает ощущение автономности. Бремя проблем твоего соседа не должно ложиться на тебя. Когда у тебя соседи сверху, сбоку, снизу — это совсем другое ощущение, вот от него люди и бегут.

– Но ведь у людей разные привычки, разное представление о досуге. Как добиться, чтобы противоречивые интересы не пересекались?

– Мы все вместе составляем устав. Нашим поселкам уже пять лет, и серьезных нарушений общественного порядка никогда не было. Если кто-то заигрался, достаточно сделать замечание. Люди хотят жить в атмосфере уважения, а если ты один раз повел себя некорректно, ты поставишь себя против общества.

– Расскажите подробней о «Лопухинке». Что вы там собираетесь строить?

– Изначально это место выбрали англичане. Они искали, где можно построить SPA-отель, подбирали подрядчиков и пришли к нам. Мы предложили стать соинвесторами. Сейчас наша компания занимается проектированием. Определенные сомнения вызывает строительство гольф-полей, SPA-отеля в этом месте… Возможно, понадобится реконцепция.

– Чем вы измеряете деятельность компании: количеством введенных метров, домовладений, оборотных средств?

– Наверное, количеством домовладений. На сегодня на счету нашей компании порядка 200 заселенных домов. В докризисный период максимальный показатель составлял около 50 домов в год.

– Ваши категории — это верхний бизнес-класс и элита?

– Классификация на загородном рынке условная, это больше отсечка по цене, например, элитка начинается от 20 млн рублей.

В «Лукоморье» дома от 20 до 80 млн, в «Изумрудном городе» дома без отделки стоят от 10 млн, с отделкой — 12–15 млн. Это совсем разные категории покупателей. В «Лукоморье» нет ни одного человека, который для покупки жилья в поселке рассматривал бы продажу основной квартиры.
У меня в «Лукоморье» дом, в котором я живу постоянно. Есть квартира на Невском, но там я жить не могу. Раньше мне она казалась очень комфортабельной, но когда появился загородный дом, я почувствовал разницу. Бывает, я из дома в город езжу два-три раза в день.

– Что для вас обязательно в собственном загородном доме?

– Важен не размер дома, а участок. И это должен быть исключительно индивидуальный дом, не таун-хауз. Важно максимальное наличие коммуникаций, конечно, Интернет. Качество соседства, коммьюнити — на втором-третьем месте. Далее идет архитектура.
Конструктив — не из главных приоритетов. Я лично больше тяготею к кирпичу. Наличие гаража не принципиально. У меня он есть, но я никогда туда машину не ставлю, она стоит прямо перед домом.

– Какое расстояние до работы считается критичным? Где граница между сезонным и постоянным?

– Для меня — больше часа.

– Как будет расти ваша компания? У вас есть тот образ фирмы и ее деятельности, который вы бы считали достаточным, чтобы спокойно уйти на пенсию?

– Мой бизнес уже похож на тот, которым должен стать. Мы планируем предложить поселки в каждом районе, на главных выездах из города. Эконом-классом мы заниматься не будем, там и без нас тесно. С начала года мы должны взять подрядный госзаказ, но это больше вынужденная мера. И конечно, в наших планах развитие в Подмосковье. Сейчас выбираем землю. Мы выступаем в роли генподрядчика с московскими соинвесторами, будем разрабатывать концепцию, генплан. Потенциал московского рынка гораздо выше.

Думаю, мегаполисы будут развиваться именно в этом направлении: будущее за переселением жителей из многоквартирных домов в малоэтажку, в частные дома.

если понравилась статья - поделитесь:

январь 2010