931
0
Дмитрий Синочкин

«Молодой человек выбирает: идти работать на ферму — или на фирму…»

За неполные два года «Пригород» собрал весьма представительную коллекцию интервью. Нашими собеседниками были чиновники, бизнесмены, ученые… Но вот областная законодательная власть представлена на наших страницах впервые. Наверное, это отражает реальный расклад сил в обществе. И, наверное, это неправильно. Потому что и бизнес, и исполнительная власть, если дать им полную волю, будут работать только на себя, обслуживать собственные интересы. Депутатский корпус (не считая, уж извините, Государственной Думы) — один из немногих каналов «обратной связи», по которому общество может разъяснить власти свои интересы и потребности. Ну и еще пресса, конечно.

– Какие проблемы развития Ленобласти сегодня вам представляются наиболее актуальными?

– Да вот (листая журнал «Пригород») — у вас тут они почти все поставлены: проблемы, связанные с жильем, с работой, с транспортом; предполагаемое объединение Петербурга и области, предложение города по пригородной зоне...

– Вы полагаете, что вопрос объединения Петербурга и области ставится серьезно, что это — хотя бы в перспективе — реально?

– С нашей точки зрения — нет. Я думаю, что его пытаются так преподнести из каких-то политических соображений.

– Насколько область экономически зависима от Петербурга? Может ли быть польза от интеграции? Возможна ли экономическая интеграция без административного объединения?

– Я ведь поработал и в партийных, и в комсомольских органах — вопросы города и области всегда решались раздельно. С одной стороны — бывшая столица, мегаполис… С другой — регион с преобладанием сельского населения. По-разному формируются бюджеты. И вряд ли городские власти будут вникать в проблемы, скажем, Подпорожского района.

– Экономическое развитие более заметно как раз в прилегающих к городу районах…

– Конечно, бизнесу интереснее и выгоднее работать в ближней зоне — с учетом инфраструктуры, которую создает и контролирует Петербург. На мой взгляд, цель другая: нужно в населенных пунктах Ленобласти создавать такие условия, чтобы люди, живущие за 100–200 км, могли получить такой же комплекс услуг, который доступен в большом городе или райцентре. В Приозерском районе есть поселок Красноозерное, где основной источник культуры, знаний — это школа. Но дети и так находятся там с девяти утра до часу дня, и снова через два-три часа возвращаться в школу в какой-нибудь кружок или секцию им неинтересно. Должен быть выбор. Сейчас администрация как раз рассматривает вопрос о строительства Дома культуры — чтобы незачем было куда-то ехать. Особенно если есть работа.

– А в Красноозерном есть работа?

– В животноводческом комплексе.

– И молодежь идет?

– Если кто-то хочет получить образование, он уезжает. Кто-то — по разным причинам — вынужден оставаться.

– «Вынужден» — не самая лучшая мотивация.

– Согласен. Но сейчас и бизнесмены, работающие в области, стали задумываться: мало построить предприятие, производство, нужны рабочие руки.

– Есть актуальный конфликт между интересами предприятий сельского хозяйства и жилищным строительством. Перевод сельхозземель под жилую застройку оценивается по–разному. Может быть, упростить процедуру, и пускай строят, где хотят?

– При такой постановке вопроса те сельхозпредприятия, которые у нас еще остались, могут вообще прекратить существование. По области — затрудняюсь сказать, но по Приозерскому району почти все хозяйства, кроме некоторых («Судаково», например), вполне рентабельны, работают. Хотя, конечно, есть проблемы. Например, кое-где зарплата — три-пять-восемь тысяч рублей, за довольно тяжелый труд. В Петровском — крупное сельхозпред-приятие, и пока держится. Но начинаются трудности с кадрами: вокруг строятся турбазы. И у молодого человека или девушки возникает вопрос: пойти работать на ферму — или на фирму, в сферу обслуживания. Надо определиться. Если мы хотим сохранить землю и что-то на ней выращивать — это одно. Если использовать территорию для индустрии развлечений и для строительства — другое. Недавний кризис, связанный с подорожанием продуктов питания, тоже стоит учитывать. Например, строители планируют построить в области в 2007 году 800 000 кв.м. На 90% это коммерческое жилье. Лишь часть метров идет бюджетникам. Много тех, кто стоит на очереди, нуждается в улучшении жилищных условий, но не может ни купить, ни платить проценты по ипотеке. Мало просто строить жилье — нужно улучшать качество жизни граждан, проживающих в области.

– Ваш коллега — депутат Юрий Соколов — предложил давать бесплатно участки под ИЖС очередникам и тем, кто работает в сельскохозяйственной сфере, молодым специалистам…

– Да, мы обсуждали на комиссии этот вопрос. Я поддерживаю эту позицию. Жилье — довольно сильный мотив.

– Допустим, очередник или бюджетник получит землю. А на какие деньги он будет строить?

– Два года назад ипотека была под 24% годовых, что, на мой взгляд, грабеж. Сейчас в пределах 10–12%. На такие условия пока готовы согласиться только те, кто сегодня вынужден снимать жилье. Доступные проценты — четыре–шесть. Сейчас все вопросы, связанных с очередью на улучшение жилищных условий, решается в муниципальных образованиях первого уровня…

– А у них достаточно средств, чтобы заниматься такими проблемами?

– В области 204 МО первого уровня. Условия у них разные. Сегодня в МО остается примерно 16,5%от собранных налогов, остальные средства выделяются централизованно, через механизм выравнивания. Я предлагал: давайте на местах оставлять больше: 50, или 90, или даже 100%.0 В Комитете финансов ЛО мне ответили: самостодостаточными сегодня являются лишь 43 МО. Лучше дела обстоят там, где есть крупные предприятия: в Выборге, Кузнечном, Киришах…

– Промышленные зоны — это понятно. Но есть потенциал, который рассеян по всему региону, — туристический. Что делается для развития индустрии туризма?

– Например, есть согласованная позиция и районной, и областной администрации: Приозерский район развивать как зону рекреации и отдыха. В последние годы появились горнолыжные курорты современного уровня: «Снежный», «Красное озеро», «Игора». Есть хорошие базы отдыха, где можно получить весь набор услуг, включая бассейн, сауну… Один из недавних проектов — база отдыха в поселке Моторный, в 10 км от Приозерска. Но проблема в том, что цены пока высокие. Сутки проживания с завтраком — 2600 рублей. Пока эти базы преимущественно рассчитаны на состоятельных людей. Постепенно появляются возможности для среднего класса. Лосево — популярнейшее место, там уже очень много народа. Даже слишком много. Бизнесу нужно создавать условия...

– Сегодня есть взаимопонимание между тремя уровнями власти: поселениями, районом, областью? Или сверху командуют, а внизу принимают к исполнению?

– Есть проблема эффективного использования бюджетных средств. На областных счетах в конце года — профицит, комитеты не используют деньги. На последнем заседании мы спрашивали: вот в бюджете комитета по образованию было выделено 15 млн рублей, чтобы купить квартиры учителям, а комитет, вместо того чтобы приобрести жилье, начал разрабатывать положение… Мы должны давать больше свободы муниципальным образованиям. Но они не всегда сами к этому стремятся. На обсуждении бюджета муниципалы практически не задавали вопросов. Администрация подготовила документы — они утвердили. Я сказал: «Рад за вас, наверное, у вас все хорошо, нет никаких проблем, никаких наказов от избирателей…» Как будто местные депутаты боятся — как бы им пальчиком не погрозили… В Ромашках формировали бюджет. Там у них есть такая строка: продажа участка — 500 000 рублей. А почему не миллион, не два? Сколько соток на эти 500 000 надо продать, в каком месте? Надо публиковать: выставляется такой-то участок, там-то, такой-то площади. Провести предварительную оценку. Придет человек, ему понравится — он и 600 000 даст.

– Какие полномочия для ОМСУ самые главные?

– 131-м законом определены 27 функций, затем к ним добавились еще четыре. Первоочередные — это, конечно, проблемы коммунального хозяйства, содержание домов. Чтобы в поселении был свет, вода, чтобы убирался мусор… Вторая проблема — дороги. Разделение на федеральные, региональные и местные трассы идет тяжело: Комитет по дорожному хозяйству хочет передать муниципалитетам дороги, но не финансирование. А на обслуживание, ремонт и прочее нужны деньги. Дорогу «Петербург — При-озерск — Сортавала» планируют передать в федеральное ведение. Проект участка до Васкелово должен быть выполнен до июня будущего года. Он разбит на несколько отрезков, по 5–10 км, на каждый будет проводится конкурс. Выполнить реконструкцию этой трассы до 2010 года — задача трудная, но реальная. Без автотрассы развитие невозможно. До Приозерска народ еще доезжает. А дальше, где есть замечательные места: Ладожские шхеры, Кузнечное, — дорога грунтовая. Дорога поможет развивать туризм. Сейчас даже к «Игоре» в выходные не добраться.

– В конфликте вокруг озера Ястребиное вы на чьей стороне?

– Я по специальности горняк, но поддерживаю жителей. Каким бы современным ни было оборудование, оно все равно за-трагивает природу, и на ликвидацию последствий нужны большие деньги. А там выдали 40 лицензий. Кроме того, область могла много потерять с точки зрения транспортной доступности: от Сосново до Приозерска — одноколейная ветка, большегрузные составы, по 60 вагонов создали бы уйму проблем для пассажирских перевозок.

К сведению:

Сергей Кузьмин Родился 1957-м, в Архангельской области. До 18 лет жил в Кировске (Мурманская обл.), закончил Горный техникум по специальности «техник–строитель»; служил на Северном флоте (морская пехота). С 1979-го по 1984-й учился в Ленинградском горном институте, специальность — «горный инженер–строитель». Пять лет возглавлял Комитет комсомола Приозерского района. Работал в ОАО «Гранит–Кузнечное»: коммерческим, исполнительным и генеральным директором. В 2001-м был избран в ЗС Ленобласти, в марте 2007-го избран на второй срок (от «Справедливой России»). Председатель постоянной комиссии по ЖКХ и ТЭК. Женат, воспитывает дочь.

Беседовал Дмитрий СИНОЧКИН

если понравилась статья - поделитесь:

январь 2008