1488
0
Денисов Роман

Изба из-за бугра

Несмотря на усилия местных производителей, спрос на коттеджи импортной сборки уверенно растет.

Есть немало покупателей, готовых переплачивать за транспортировку, а иногда месяцами ждать доставки. Возможно, кризис изменит ситуацию. Позиции импортеров наиболее сильны в области деревянного домостроения: в этом сегменте доля привозных коттеджей составляет, по разным оценкам, 10–15%.0 Особенно преуспели в этом бизнесе наши соседи — финны. Они поставляют в Петербург главным образом дорогие дома из клееного бруса или оцилиндрованного бревна, в себестоимости которых доставка занимает менее весомую долю, чем при перевозке коттеджей эконом-класса. По оценкам экспертов, транспортировка домокомплекта из-за рубежа может увеличить его цену на 10–20%.

Но покупателей это не останавливает. До недавних пор спрос на финские дома во многом объяснялся отсутствием местных производств, «заточенных» под выпуск аналогичной продукции, — скажем, клееного бруса. Сейчас такой проблемы нет. В Петербурге и области можно насчитать не менее десятка фирм, которые наладили «склейку».

Однако говорить о сокращении импорта пока не приходится. Напротив, многие эксперты констатируют стабильный рост. «В среднем спрос на деревянные дома финских производителей в нашем регионе увеличивается на 10–15 % в год, — говорит Екатерина Сударева, руководитель отдела маркетинга и рекламы “Росса Ракенне СПб” (эксклюзивного дистрибьютора HONKA в России). — Для ценового сегмента “премиум” это неплохой показатель». Секрет заключается в позиционировании на рынке. «У каждого продукта — свой покупатель. Более состоятельные клиенты заказывают комплекты домов из Финляндии», — констатирует Альберт Томсинский, генеральный директор компании «Скандинавские дома». К слову, эта фирма наладила собственное производство домов из клееного бруса, но вовсе не собирается отказываться от поставок из Суоми. Бревно с родословной Импортеры в один голос заявляют, что покупатель в основном переплачивает за качество, гарантированное многолетним опытом деревообработки. Например, в компании «Северная усадьба» подчеркивают, что те же финны особым образом сушат и обрабатывают сосну, получая долговечный и экологически чистый стройматериал. Среди известных импортеров деревянных домов — компании Honka, Lapponia House, Finndomo, Kontio, Rantasalmi и др. Некоторые из них не только поставляют домокомплекты под частные заказы, но сами строят коттеджные поселки. В компании «Петербургская Недвижимость» уточняют: финны безоговорочно лидируют в строительстве коттеджей класса de luxe. Впрочем, есть немало поставщиков, которые везут в Россию панельно-каркасные коттеджи, позиционируя их как жилье бизнес- и даже эконом-класса.

Это при том, что местные производители испытывают трудности с загрузкой мощностей. Можно насчитать не менее трех десятков фирм, выпускающих в Петербурге и области быстросборные дома на основе готовых панелей. Импортеров это не смущает. Они уповают на технологические преимущества и силу бренда. Светлана Гусева, коммерческий директор компании «Северная усадьба» (импортирует сборные финские дома Jukka-talo), отмечает, что финский сборно-панельный коттедж — особенный: «Это касается толщины “сэндвича”, типа комплектующих и качества сборки». По ее словам, финская панель элементарно теплее национальных аналогов. Однако многие отечественные производители считают, что импортеры просто пользуются своей известностью, не имея особых технологических преимуществ. Компания «Тимбер Продукт» посвятила целый трактат покупательским стереотипам. «Финское бревно отличается от русского только известной маркой, а не качеством обработки, — пишут эксперты фирмы (полный текст — на сайте “Тимбер Продукта”). — Отечественные производители пиломатериалов и деревянных домов используют качественное финское оборудование и проверенные опытным соседом технологии. Причем российские компании закупают новейшее оборудование, в то время как финские предприятия продолжают работать на надежной, но постепенно устаревающей технике. К тому же деревообрабатывающие предприятия Финляндии получают большую часть сырья из-за рубежа. Таким образом, путь лесопродукции, продаваемой в нашей стране под финским брендом, нередко оказывается круговым». Импортеры возражают. «Не умаляя достоинства отечественных производителей, мы должны признать, что у финнов есть значительное преимущество в вопросах качества стройматериалов, технологий проектирования и строительства бревенчатых домов, — рассказывает Екатерина Сударева. — И это не удивительно. Если мы на протяжении последних 80 лет фактически не строили из дерева, утратили навыки и технологии, то наши северные соседи активно развивали деревянное домостроение и вывели его на совершенно новый уровень». Модульная кругосветка Впрочем, к нам везут не только деревянные дома и не только из Финляндии. Разные компании пробовали поставлять в Петербург модульные коттеджи. В этом случае на заводе собираются не просто готовые панели, а целые секции (иногда с внутренней отделкой) — например, комнаты или нежилые помещения. Таких производств в нашем регионе действительно немного. Зато достаточно фирм, которые поставят такой дом хоть с другого конца света. Например, американская компания Fleetwood homes пыталась продавать в Петербурге модульные коттеджи, собранные на заводе в Пенсильвании. В 2002-м она даже построила выставочный дом в Лисьем Носу. Но дальше единичных проектов дело не пошло. Многие зарубежные производители до сих пор пытаются выйти на наш рынок. В этом году датская компания Velux начала продавать в России быстросборные модульные дома собственного производства. Технологию продвигают под брендом Soltag.

В основе дома — прочный и легкий тонкостенный металлический каркас. Говорить о серьезной доле таких технологий пока рано: отечественный покупатель и к панельным-то коттеджам до сих пор еще привыкает. А его тем временем продолжают знакомить с новыми домостроительными решениями. Из-за границы к нам везут даже бетонные панели, хотя считается, что бетон и ЖБИ — материалы локального применения. В этом году немецкая компания Wochner вывела на петербургский рынок панельно-каркасную конструкцию, в основе которой — двухслойная плита из легкого бетона (на 15% состоящего из обожженной глины) и утеплителя. Панели поставляют в готовом виде, остается лишь собрать из них каркас здания. Стоимость такого коттеджа «под ключ» начинается от 1300 евро/кв.м. Выполнить индивидуальный заказ обещают за два-три месяца (с учетом доставки). Нередко фирмы, которые изначально поставляли материалы из-за рубежа, открывают местные производства. Например, компания «БиГ» сначала импортировала щепоцементные блоки несъемной опалубки с европейских заводов Durisol, а в начале 2008-го запустила производство под Петербургом.

Нужда заставит

Как отразится нынешний кризис на доле импорта, никто точно сказать не берется. Спрос снижается во всех сегментах рынка. Например, Альберт Томсинский говорит, что уже сейчас количество заказов на поставку деревянных домов из-за рубежа ощутимо сокращается: «Большинство частников предпочитает российские аналоги. Все-таки стоимость однотипных домов, изготовленных в Финляндии и Петербурге, различается на 30%». По словам г-на Томсинского, у привозных технологий больше перспектив в сфере комплексного строительства: «Многие девелоперы, которые предлагают жилье в статусных коттеджных поселках, по-прежнему заказывают коттеджи у зарубежных производителей». В нынешних условиях многие зарубежные производители согласны идти на уступки. «Наши финские партнеры уже объявили о готовности предоставить скидки, которые компенсировали бы девальвацию рубля и, как следствие, подорожание импорта, — говорит Светлана Гусева. — Но в то же время рассчитывать на серьезное падение цен покупателям не стоит. Оно составит 5–10%, а не 30–40%, как некоторые ожидают». Впрочем, дальнейшие перспективы она оценивает весьма оптимистично: «Все же импорт коттеджей изначально ориентирован не на широкую аудиторию. Мы рассчитываем, что на нашем ценовом сегменте кризис отразится в меньшей степени».

По оценке большинства участников рынка, финансовые проблемы и туманность перспектив делают потенциальных покупателей более прагматичными. Соображения статуса, престижа отходят на второй план. Когда платежеспособный спрос восстановится, в выигрыше останутся те, кто сможет предложить наилучшие решения по приемлемой цене.

Роман Денисов, «Недвижимость и cтроительство Петербурга» — для «Пригорода»

если понравилась статья - поделитесь:

январь 2007

Новости поселков
Дома и люди